Понятие творчества
Под творчеством понимается деятельность, в результате которой создается оригинальный продукт. Современные специалисты отходят от этого определения и рассматривают творчество, как в широком, так и узком значении этого слова:
- Широкий смысл. В этом значении творчество определяется как создание человеком активно преобразованной действительности. Это значит, что конкретный человек создает для себя конкретное новое открытие при строительстве своего мира. В процессе этого строительства он использует свои способности, знания, умения. Новизна в этом случае заключается в самостоятельном создании системы взаимоотношений с миром, в его преобразовании. В данном случае мир понимается как социальный мир деятельности, мир отношений. В этом смысле творчество становится центральным звеном в развитии человека;
- Узкий смысл. Творчество здесь определяется как деятельность, в результате которой создаются новые материальные или духовные ценности.
Творчество отличается от предметной деятельности тем, что характеризуется рассогласованием замысла и результата, в то время как признаком деятельности является соответствие результата деятельности цели. В деятельности творчество может возникнуть как побочный продукт и главным для него является внутренняя активность.
Признаками творческого акта являются:
- Бессознательность;
- Спонтанность, внезапность;
- Отсутствие контроля со стороны воли и разума;
- Измененное состояние сознания;
- Возбуждение.
Такие отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и многие другие рассматривали в своих работах проблему творческих способностей и творчества.
Из зарубежных психологов этой проблемой занимались Д. Векслер, Д. Гилфорд, Г. Айзенак, А. Олах и др.
Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте», дополняет определение творчество. Творчеством он считает не только овеществленный результат, но и особое «построение ума и чувства, которое обнаруживается и живет только в самом человеке». Творчество ученый рассматривает как процесс самореализации, удовлетворение внутренней потребности человека.
Русский философ Н. Бердяев говорил, что в процессе творчества происходит мобилизация внимания, памяти, воображения, ассоциативных связей. Изнутри формируется духовный мир личности. Для Н. Бердяева творчество было главной темой всей его жизни.
Долгое время творчество связывали только с особо одаренными личностями, а сегодня это утверждение признали ошибочным. Каждый человек в той или иной мере способен творить, что дает возможность приспосабливаться к окружающему миру, реагировать на него и обновлять.
Творческие возможности человека скрывают огромные естественные ресурсы и богатство будущего. Для творческой личности характерно оригинальное видение мира, гибкость мышления, познавательный интерес, способность, но новому посмотреть на то, что уже известно под своим личным углом зрения. Это и есть творчество, т.е. творение жизни, творение условий для себя и других.
Антропологическая теория творчества
Данная теория творчества является качественным исследованием, потому что разрабатывалась более 7 лет. Общепризнанной теории творчества на сегодняшний день не существует, как нет и единства в трактовке понятия «творчество».
П. Торренс, например, говорил о том, что творчество трудно точно определить. Творчество бесконечно и вовлекает каждое чувство – зрение, слух, обоняние, вкус, эмоции – многое из этого не видно явно и не осознается.
Н.А. Бердяев считал, что любое творчество начинается с удивления, прикосновения, созерцания. Созерцание не является совершенной пассивностью духа, в нем есть момент духовной активности и творчества.
Творчество, говорил философ, это не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа к высшей жизни, к новому бытию.
Творчество, по мнению Я.А. Пономарева, должно рассматриваться как механизм развития. Основой творческой деятельности в любой сфере является внутреннее творчество.
В основе творчества по Г.С. Батищеву, лежит способность человека озадачиваться, удивляться миру во всей его неисчерпаемости, таинственности, загадочности, проблемности.
Извне задается в основном нетворческая работа, она лишена внутренних импульсов, в то время как творческая деятельность является самопорождающей. Она свободно формирует цели, способы и средства своего осуществления.
В рамках антропологической теории, творчество – это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания, а мышление – это обработка вербальной информации с участием памяти внимания.
Это новое понятие «память внимания» впервые было обозначено А.Н. Петровым в антропологической теории творчества.
Связь внимания и творчества в антропологической теории
Представители этой теории считают, что внимание и творчество тесно связаны между собой. Только при максимальной концентрации внимания, считают они, возможно творчество. Человек, в творческом процессе, испытывает не дискомфорт, а нагрузку.
Этот процесс длительное время осуществляться не может, потому что предельная концентрация внимания всегда сопровождается контролем, вызывающим нагрузку человека. Если данный особый контроль потеряется – произойдет снижение концентрации внимания. Для творчества важно обоснование обработки информации, если её нет, то удержать предельный уровень концентрации внимания просто невозможно. Поэтому творчество является не случайным, а целенаправленным процессом.
Цель антропологической теории развести такие понятия, как мышление и творчество. Представители теории считают, что мышления в творчестве не может быть. Мышление работает с продуктами творчества, а творчество – с продуктами мышления.
Рассматривает теория и способы обработки информации – невербальный (творчество) и вербальный (мышление). Творчество, в отличие от мышления, не создает новую информацию, а только качественно обрабатывает ту, которой человек владеет. Невербальную информацию выразить и передать однозначно, достаточно сложно, есть шанс потерять её или исказить.
При переводе вербальной информации в невербальную потери информации нет, и она не представляет особую трудность. Уровень вербальной информации зависит от словарного запаса, т.к. она выражается словами, но, даже очень богатый словарный запас, не в состоянии ввести человека в мир творчества. Способен на это только опыт творчества.
Для получения творческого продукта, надо пройти такие стадии:
- Подготовительная стадия, связанная со сбором материала;
- Творческий процесс или так называемый «чёрный ящик»;
- Получение творческого продукта.
Критерии творческого продукта:
- Целостность;
- Наличие скрытой информации;
- Безличность, т.е. отсутствие отрицательного и наличие немного положительного;
- Непредсказуемость;
- Равнозначность, т.е. автор особо ничего не выделяет.
Авторы теории выделяют два способа вхождения в творческий процесс:
- Спонтанный. Трудно сказать, когда данный процесс произойдет, но быть готовым к нему и знать о нем, можно;
- Вынужденный. Позволяет в любой момент войти в творческий процесс, а по качеству результатов со спонтанным творчеством не сопоставим.
По мнению авторов теории, словосочетание «творческая деятельность», не совместимы. Есть деятельность, а есть творчество, но творческой деятельности нет. Деятельность состоит из действий, которые подразделяются на операции. И деятельность, и творчество – это процессы, имеющие свою цель.
У любой деятельности есть алгоритм последовательности действий, а творческий процесс – это «черный ящик». Творчество деятельностью не является, поскольку это процесс, а процессами, которые в нем происходят, управлять нельзя. Только в период подготовки можно собрать материал, концентрировать свое внимание, понять суть творчества как процесса целенаправленной обработки невербальной информации без участия памяти внимания.
В творчестве задействована невербальная обработка информации, другая логика.
Авторы теории считают, что внимание, мышление, творчество – это те три феномена, которые при рождении даются человеку в готовом виде и являются как бы даром. Работают они не по одному сценарию, а каждый по своей программе, неведомой и недоступной человеку. В противном случае они были бы разрушены в поиске совершенства. Творчество надо изучать как самостоятельный процесс или как состояние человека.