Сущность понятия «валидность»
Валидность – это комплексная характеристика методики, которая включает сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Данное понятие относится к тому, что эта методика измеряет и как хорошо она это делает. Те тесты, которые не обладают валидностью, для практического использования не годятся.
Уровень валидности – это её коэффициент.
На валидность теста оказывают влияние систематические факторы, привносящие в результаты искажения. К ним относятся другие психические свойства, мешающие в результатах теста проявиться тому свойству, на которое направлен тест.
Например, необходимо измерить потенциал обученности, но время исполнения строго ограничено, и допущенную ошибку исправить невозможно. Таким образом, искомое психическое свойство смешается с другим – «стрессоустойчивостью». Те, у кого стрессоустойчивость высокая, выполнять тест будут лучше. Здесь проявляется эффект систематического искажения. Отсюда, единого и универсального подхода к определению валидности не существует.
Исходя из того, какая сторона валидности будет рассматриваться, будут использоваться и соответствующие способы доказательства.
Методика имеет столько валидностей, сколько существует критериев.
В первом понимании валидность относится к самой методике – это валидность измерительного инструмента, а проверка получила название теоретической валидизации. Второе понимание относится уже не столько к методике, сколько к цели её использования – это прагматическая валидизация.
Для использования психодиагностических методик в практических целях, они должны быть проверены по ряду формальных критериев, которые являются главным элементом методик и доказывают их эффективность и высокое качество.
Основными критериями оценок являются надежность и валидность.
Критерий валидности представляет собой источник информации об измеряемом психическом свойстве, он не зависит от теста и по отношению к нему является внешним. Говорить о валидности теста можно только тогда, когда его результаты будут сравнимы с источником истиной информации об измеряемом свойстве, т.е. с критерием.
В качестве критерия валидности на практике часто используется прагматический критерий, представляющий собой очевидный признак, проявляемый испытуемым независимо от исследуемого качества. Например, данные о выполнении разных заданий, контрольных проб и данные, полученные при помощи других методик, валидность которых доказана.
Виды валидности
В употребление понятие «валидность» было введено Д. Кемпбеллом, который им обозначил уверенность экспериментатора в том, что с помощью определенной методики, он измеряет именно то, что хотел измерить.
Рисунок 1. Основные виды валидности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Валидность эксперимента может быть внутренней и внешней. Признак хорошего эксперимента – это высокая внутренняя валидность и, если экспериментальный эффект вызван изменением независимой переменной, то внутренняя валидность будет выше.
Внутреннюю валидность эксперимента, по мнению Кемпбелла могут нарушить несколько основных факторов:
- селекция – неэквивалентность, вызывающая систематическую ошибку в результатах;
- статистическая регрессия является частным случаем селекции;
- экспериментальный отсев при котором из группы происходит неравномерное выбывание испытуемых;
- естественное развитие – изменение испытуемых в течение времени.
Теоретическая валидность, определить которую можно по соответствиям показателей исследуемых качеств, получена с помощью созданной методики. Проверить теоретическую валидность можно путем корреляции одного и того же свойства, который измеряется различными методами.
В пределах теоретической валидности выделяют конвергентную, конструктную, эмпирическую, внутреннюю валидность.
Благоприятная ситуация использования конвергентной валидности складывается тогда, когда уже есть в психологии валидная методика, которая проверяет изучаемое качество. Если между показателями этих методик корреляция высокая, то это значит, что для новой методики характерна конвергентная валидность.
Когда для измерения какого-либо свойства тест с известной валидностью не опробирован тогда исследователь выдвигает ряд гипотез – будет ли коррелировать новый тест с другими тестами. В основе выдвигаемых гипотез лежат теоретические представления об измеряемом свойстве. Когда они подтверждаются, то это указывает на валидность выдвигаемого конструкта, т. е. конструктную валидность (предполагаемую).
Что касается эмпирической валидности, то исследователь смотрит, насколько клиент в реальной жизни ведет себя соответственно результатам исследования. Кроме этих видов существует ложная, очевидная валидность, валидность, исходящая из опыта, валидность, основанная на желаниях, валидность всех тестовых методик.
Ложная валидность фиксирует видимость пригодности методики, а очевидная валидность соответствует подлинной только в дидактических тестах и иногда действительно исследует реально существующие факты.
В основе валидности, исходящей из опыта, лежат личные чувства психолога для измерения какого-либо качества испытуемого.
Валидность, основанная на желаниях предполагает желание видеть свою методику валидной, не замечая, при этом, противоречащих этому желанию фактов. Для расчета валидности, как показывает практика, должно быть не меньше 50 человек, но, лучше больше 200.
Внешняя валидность
Внешняя валидность указывает, на какие популяции, ситуации, независимые переменные, параметры воздействия, переменные измерения можно распространить результаты эксперимента.
Например, можно ли использовать методику обучения плаванию 10-летних детей при обучении студентов.
Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, соответствуют жизненной ситуации.
Кроме того, она характеризует возможность обобщения переноса экспериментальных результатов на все жизненные условия - время, место, условия и группы людей.
Возможность переноса является следствием двух причин:
- когда условия эксперимента соответствуют его «первообразной» ситуации (репрезентативность эксперимента), например, исследование мотивации учащихся, есть репрезентативный эксперимент, потому что все они находятся в ситуации учебной деятельности и мотивированы на учебу;
- типичности ситуации для реальности (репрезентативность ситуации).
В эксперименте ситуация, выбранная для моделирования, может быть с точки зрения жизни совсем нерепрезентативной для испытуемых, может являться нетипичной, редкой.
Внешняя валидность делится на операциональную валидность и конструктную, которая объясняет поведение человека при прохождении им теста.
Кемпбелл говорит о причинах нарушения внешней валидности:
- Реактивный эффект или эффект тестирования – это возможное увеличение или уменьшение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию. Результаты тех, кто прошел предварительное тестирование, будут нерепрезентативны относительно тех, кто предварительному тестированию не подвергался;
- Условия, при которых организуется эксперимент, вызывают у испытуемого реакцию, значит, результат эксперимента нельзя переносить на тех, кто участия в эксперименте не принимал;
- Взаимная интерференция – испытуемые имеют память и обладают обучаемостью, и если эксперимент будет состоять из нескольких серий, то, безусловно, первые воздействия бесследно для них не пройдут и скажутся на появлении эффектов от последующих воздействий.
Провести «правильное» исследование с учетом всех условий и требований в реальной практике невозможно. Чаще бывает так, что невозможно подобрать репрезентативные выборки, исключить эффекты селекции, выбывания и возможность переноса результатов на всю популяцию.