Память — это обобщающее понятие в психологии, которое обозначает комплекс познавательных способностей и высших психических функций в области накопления, сохранения и воспроизведения знаний и навыков.
Понятие и особенности памяти
Память представляет собой процесс, который протекает в человеческой психике. С его помощью происходит накопление, сохранение и отображение информации. В психологии память представляется в качестве способности мозга выполнять функции запоминания, сохранения и воссоздания опыта.
Память как психический процесс дает возможность людям вспомнить переживания и события из прошлого, сознательно думая о ценности в собственной истории и осмысливая чувства и эмоции, связанные с этим. Такой процесс способствует тому, что индивид расширяет собственные познавательные способности.
Память как свойство обладает сложной структурой, которая включает некоторые функции и процессы. Они призваны обеспечивать восприятие информации из окружающего мира и фиксировать ее через прошлый опыт. Внутренняя память представляет собой сложнейший процесс, когда происходит следующее:
- Осуществление восприятия,
- Накопление информации,
- Хранение и систематизация сведений,
- Быстрое воспроизведение информации.
Развитие памяти и ее связь с возрастом
Память представлена определением возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать сведения из своего жизненного опыта. В разном возрасте свойство помогает перемещаться в пространстве и времени.
С раннего детства развитие памяти должно происходить по нескольким направлениям. Первый способ предполагает, что механическая память постепенно меняется, дополняется, а далее полностью замещается на логическую память. Второй способ предполагает непосредственное запоминание сведений, которые постепенно превращаются в опосредованную информацию.
Создание внутренних вариантов запоминания должно зависеть от развития речи. Запоминание, переключающееся с внешне опосредованного на внутреннее, относится к метаморфозам речи (меняется из внешней во внутреннюю).
Развитие памяти у ребенка дошкольного возраста происходит как процесс непосредственного запоминания. Он идет немного быстрее, чем формирование опосредованного запоминания. Наряду с этим, проявляется большой разрыв в производительности таких видов запоминания в пользу первого.
Развитие памяти у ребенка младшего школьного возраста выражено через одновременное развитие прямого запоминания и опосредованного, при этом быстро вырабатывается опосредованная память. Она развивается большими темпами, а такой тип запоминания догоняет по продуктивности непосредственную память.
Примерно до 25 лет память интенсивно развивается, поскольку идет развитие человеческого мозга. В этом процессе появляется большое количество нейронных связей между отделами головного мозга. В этом возрасте происходит достижение максимальной эффективности и работоспособности.
Проблемы с запоминанием информации, ее переработкой и анализом, как правило, не испытываются здоровым человеком. Сложности проявляются при попытке одновременно решить большое число задач.
В таком случае возникают трудности с запоминанием элементов поступающих сведений. Этот феномен был назван «клиповым мышлением». Его суть состоит в неспособности долговременно сосредотачиваться на исполнении единственно поставленной задачи.
Тем не менее, ученые отметили, что временная рассеянность присуща любому человеку. Ее возникновение зависит от состояния гиппокампа, который отвечает за формирование человеческой памяти.
После 30 лет способности головного мозга постепенно начинают ослабевать. В частности, для этого периода характерно ослабление когнитивных функций, так как ускоряется процесс отмирания клеток коры головного мозга.
У женщин ослабление памяти также связано с определенными гормональными перестройками в организме, которые характерны для беременности и родов. Тем не менее, частичное восстановление способностей может происходить через определенное время после рождения детей. В этот период уровень когнитивных способностей у мужчин несколько выше, чем у женской половины нашего общества.
В сорокалетнем возрасте уменьшается размер гиппокампа. По этой причине проявляются проблемы с краткосрочной памятью. В большей степени на это влияет большой объем информации, который современный человек получает из разных источников.
Мозг человека пытается освободить область кратковременной памяти для получения возможности осуществлять действия массивом данных, поступающих в него. На этой стадии считают нормальным забыть что-то малозначимое (например, место, куда человек положил ключ от дома).
В 50 лет ухудшается кровоснабжение отделов головного мозга. Вместе с этим теряется эластичность и функциональность сосудов. Приходит время для перестройки синоптических связей. Далее увеличивается значимость зон, которые отвечают за долговременную память.
Женщины в этот период переживают повторную гормональную перестройку, из-за чего способность запоминать определенные сведения у них может кратковременно снизиться.
В 60 лет человеку становится все сложнее сконцентрироваться на одной мысли или действии. Это обусловлено тем, что нейронные связи между участками мозга разрушаются, а многая информация оказывается недоступной.
Все это проявляется через внезапные провалы памяти (например, когда имя или слово как будто вертится на языке, но не вспоминается). В этот возрастной период для укрепления памяти будут полезны следующие занятия:
- Регулярное чтение,
- Тренировка мелкой моторики,
- Интересное хобби (например, вязание, вышивание и др.).
Для семидесятилетних людей характерно доминирование долговременной памяти. Человек все сложнее концентрируется, а разница в степени проявления когнитивных способностей у людей умственного и физического труда проявляется все более отчетливо.
После 70 лет память, как и способность подвергать информацию анализу и обработке, сходит на нет. Длительность процесса перехода к деменции может быть различной. Это полностью зависит от степени мозговой активности и работоспособности в прошлом возрастном промежутке.