Этикет — это культурная универсалия. Модели этикетного поведения отличаются в разных странах и у разных народов. Этикет таким образом представляет собой один из значимых культурных инструментов, предназначенных для регуляции социального поведения.
Понятие и особенности этикетных моделей поведения
Модели этикетного поведения объясняются через правила этикета, которые предписывают формы символического выражения неравного статуса людей разного возраста, пола, положения в структуре руководства и подчинения. Соблюдение этикетных правил способствует установке и поддержке контактов между людьми, которые соответствуют их статусу. Оно способствует организации совместных мероприятий и сохранению личного достоинства. Это поведение зависит от более или менее сознательного отношения человека к правилам этикета.
Этикетные модели поведения отличаются вариативностью. Их можно сопоставить со следующими характеристиками
- Жесткость выполнения этикетных норм;
- Допустимость сокращения формальной (этикетной) стороны общения;
- Возможность игрового изменения этикетных норм;
- Выбор тактики ухода от конфликтной ситуации или разрешение конфликта в отношении определенных ситуаций общения.
Типология этикетных моделей поведения выстраивается на основе нескольких признаков, которые включают бытовое и официальное общение, жанры и тональность общения. На основании первого признака принято рассматривать формульные этикетные модели, предназначенные для бытового и официального общения. Второе из них может распадаться на ситуации собственно официального, светского и делового общения.
В соответствии со вторым признаком выделяют модели поведения, которые реализуют первичные (устные) жанры этикетного общения (например, знакомство, прощание, извинение, приветствия и др.). Третий признак противопоставляет формульные этикетные модели в серьезном и несерьезном общении (торжественное и обычное общение).
Специфически этикетные модели поведения способны проявляться в коммуникации людей, которые принадлежат к различным возрастным, тендерным, образовательным и профессиональным группам в пределах соответствующего этноса. Разные модели поведения способны нести в себе отпечаток черт личности участников общения.
Влияние черт личности на этикетные модели поведения
Модель поведения представляют собой целостную систему речевых, неречевых и поведенческих знаков, которые концентрируются на формировании некоторого образа. Модель может быть воспринята в качестве единого целого.
Например, авторитарное поведение, как правило, состоит из таких признаков как:
- Безапелляционность суждений;
- Категоричность в тоне;
- Характерная жестикуляция.
Увидев человека, который показывает эти признаки и ведет себя соответственным образом, можно предвидеть некоторые его реакции и поступки. Целостность модели способна нарушаться в случае, если элементы, входящие в ее состав, начинают противоречить друг другу (например, ирония в сообщении о печальной новости).
Выбор модели поведения является воспроизводством таких вариантов поведения, которые в повседневном общении помогают личности становиться привлекательной. Оптимальная модель поведения характеризуется нравственной безупречностью, при одновременном наличии склонности к субъективному переживанию морали в обществе. Так, есть принятые всеми подходы для объяснения категорий честности, справедливости и совести. Оптимальная модель учитывает конкретную ситуацию, в которой человек действует или оказывается по стечению обстоятельств. Она предполагает также цель, которую он ставит перед собой, и самокритичную оценку существенных возможностей при применении отдельной модели поведения.
Следование выбираемой модели поведения не предполагает стереотипного действия, отсутствия темперамента, своеобразия мышления и привычек. В повседневных делах модели поведения могут у разных людей воплощаться по-разному. Но среди большого количества моделей есть те, которые могут выступать в качестве предмета специального исследования. В первую очередь, это касается этикетных моделей (этикета).
Влияние черт личности на отношение к этикетным моделям поведения связано с тем, что взаимодействие людей, включая деловое, в различных ситуациях издавна регулируется и упорядочивается с помощью норм и правил этикета.
Исследования показали, что женщины проявляют более позитивное отношение к репрезентативным правилам этикета. Они более высоко оценивают субъективное значение функций этикета, чем мужской пол. В их суждениях, касающихся мотивов соблюдения правил общегражданского и делового этикета, как правило, можно увидеть распределение по уровням автономной и конвенциональной морали.
По мнению ученых в качестве наиболее сильных мотивов соблюдения правил выступает собственное желание людей выразить уважение к человеку более старшего поколения. В этом человек ориентируется на правила хорошего тона и порядки, принятые в соответствующем обществе.
В выборке исследуемых людей в числе значимых был также представлен аргумент, который относится к внеморальному уровню. Он апеллирует к пользе от соблюдения этикетных правил. В составе наименее значимых аргументов, соответствующих доморальному уровню, находится предупреждающие о наказании за то, что правила не будут соблюдаться.
Считается, что наиболее сильные предикторы положительного отношения к правилам этикета выступают ценности. Они мотивируют к заботе об общем благополучии. Менее значимым в отношении к этикету становится позитивное воздействие ценностей, которые мотивируют на личные достижения. Так, исследование отношения к этикетным нормам российских студентов показало, что в качестве более сильного предиктора у них выступают ценности, которые мотивируют их достигать успеха.