Бехтерев В. М. — это невропатолог, психиатр, педагог и крупный общественный деятель, являющийся создателем оригинальной научной школы, специалистом в сфере морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга.
Научный вклад Бехтерева
Бехтерев являлся организатором и руководителем нескольких научно-учебных центров, автором более 600 работ и 350 выступлений, которые были опубликованы на русском языке. Этот многогранный ученый исследовал различные психиатрические, неврологические, физиологические, морфологические и психологические проблемы.
В своём подходе исследователь всегда предпочитал комплексное изучение проблем мозга и человека. Он произвел реформацию современной психологии путем разработки собственного учения. В нем Бехтерев последовательно обозначил несколько направлений:
- Объективная психология (с 1904 года)
- Психорефлексология (с 1910 года),
- Рефлексология (с 1917 года).
Автор многочисленных трудов особо уделял внимание разработке рефлексологии в качестве комплексной науки о человеке и обществе. Он отличал ее от физиологии и психологии. Бехтерев часто использовал понятие «нервный рефлекс», он первым ввел в оборот категорию «сочетательно-двигательный рефлекс», разработав теорию данного типа рефлекса.
Исследователь занимался открытием и изучением проводящих путей спинного и головного мозга, провел описание некоторых мозговых образований. Им были установлены и выявлены ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Различные физиологические рефлексы, открытые Бехтеревым (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволили выявить состояние соответствующих рефлекторных дуг. Патологические рефлексы (например, тыльно-стопный рефлекс Менделя-Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева-Якобсона) показывают поражение пирамидных путей.
Достижения Бехтерева
Бехтерев сделал описание некоторых болезней и разработал методы их лечения. В 1892 году он описал феномен «одеревенелости позвоночника с искривлением его как особую форму заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит»).
Исследователь выявил несколько заболеваний, включая «хореическую падучую», «сифилитический множественный склероз», «острую мозжечковая атаксия алкоголиков». Им были созданы некоторые лекарственные препараты (например, «микстура Бехтерева» часто использовалась как успокаивающее средство).
Многие годы ученый занимался исследованием проблем гипноза и внушения (включая случаи с алкоголизмом). Этим он внес большой вклад в психологию. Более 20 лет им изучались проблемы полового поведения и воспитания детей. Автор также занимался разработкой объективных методов изучения нервно-психического развития ребенка.
Бехтерев критиковал психоанализ Фрейда и повлиял на осуществление теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ в области психоанализа. Он разработал и провел исследование связи между нервными и психическими болезнями, психопатией и циркулярный психозом, клиникой и патогенезом галлюцинаций. Им был описан ряд форм навязчивых состояний, различных проявлений психического автоматизма. С целью лечения нервно-психических заболеваний исследователь вводит сочетательно-рефлекторную терапию невроза и алкоголизма, психотерапию с помощью метода отвлечения, коллективную психотерапию.
Становление В. М. Бехтерева как ученого
Бехтерев закончил 7 классов гимназии, уезжает в Петербург учиться в Медико-хирургической Академии. В то время он еще не собирается полностью посвятить свою жизнь медицине, поскольку больше увлекался естественными науками. Поступление в академию было практически случайностью.
Даже в студенческие годы Бехтерев еще не знал, что будет заниматься именно исследованием мозга человека. Его, как будущего естественника тянуло совсем к другим вещам. Сначала он хотел посвятить себя акушерству, далее стало занимать, в какой степени законы физики влияют на исследование зрения.
В Академии Бехтерев Владимир знакомится с врачом Иваном Сикорским, который был в то время очень знаменитой личностью. Он часто говорил, что надо быть полным невеждой, чтобы заниматься чем-то другим, чем познание человека. Сорок лет после этого продолжалась дружба.
В больнице и в Академии Бехтерев полностью был захвачен наукой. Но, не зависимо от его отрешенности от политических дел, летом после третьего курса, ему пришлось уехать на войну в Болгарию. Военная кампания продолжалась 4 месяца, но очень повлияла на дальнейшее становление ученого.
Сразу после окончания Академии Бехтерев начинает работать в сфере познания работы головного мозга. Безусловно, главный и доминирующий в разработке всех направлений и проблем стал в его трудах неврологический подход. Автор признал основную роль мозга и нервной системы в жизни и деятельности любого человека, включая регуляцию взаимоотношений с миром.
Центр неврологических исследований Бехтерева —проблема локализации. Он рассматривал ее с нескольких сторон:
- Исследование структурной локализации,
- Выявление топографии мозга,
- Изучение функциональной локализации.
В конце 19 века проблемы строения мозга были очень слабо изучены. По этой причине исследования Бехтерева считались тогда революционными. Очень тщательно ученый изучал практически все сферы головного и спинного мозга, включая проводящие пути. Он обнаружил и произвел описание разных клеточных структур.
Результат исследований в сфере анатомии был представлен формированием многочисленных схематических моделей строения мозга. Ученый подготовил несколько оригинальных научных трудов и классическое двухтомное исследование «Проводящие пути головного и спинного мозга». Этот труд выдержал 3 издания и был переведен на несколько языков.
В рамках психологии вклад состоял в глубоком изучении анатомических основ мозговой деятельности. Практическая ориентация работ автора стимулировала его к поиску механизмов, которые определяли работу мозга в норме и патологии.