Сущность и причины нарушений эмоционально-личностного развития
Нарушения эмоционально-личностного развития – это достаточно распространенные типы расстройств, имеющие патологический и непатологический характер, приводящие к дезадаптации личности.
В настоящее время реальная социальная ситуация, в которой существует ребенок, оказывает негативное влияние на эмоционально-личностное развитие. Это обусловлено рядом следующих факторов:
- Экологический фактор – ухудшение экологической ситуации, оказывающее негативное влияние на уровень нервно-психического и физического здоровья детей.
- Экономический фактор – снижение уровня жизни населения, тревога и неуверенность в будущем.
- Социальный фактор – утрата общественно значимых нравственных и моральных принципов.
- Психологический фактор – современное поколение детей и подростков характеризуется тем, что основная масса инфантильна (нежелание брать на себя ответственность, принимать решения) и сильно зависит от других людей (родителей).
- Педагогический фактор – современное государство сняло с себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, формирования у него нравственных и моральных принципов.
Таким образом, каждый из данных факторов, а также их совокупность оказывает отрицательное влияние на эмоционально-личностное развитие, вызывая его нарушения. Данные нарушения негативно сказываются на психике и формирующейся личности ребенка, создавая благоприятные условия для развития девиантного поведения и как следствие для нарушения адаптационных возможностей.
Сегодня отмечается рост количества детей и подростков, имеющих различные эмоционально-личностные расстройства и особенности социального поведения. Особо необходимо отметить, что к данной категории относятся дети, имеющие слабо выраженную органическую недостаточность ЦНС или иные признаки функциональной незрелости. Например, дети с диагнозом раннего детского аутизма, психопатоподобным поведением и т.д.
Особо необходимо отметить, что в группу риска возникновения нарушений эмоционально-личностного развития входят дети с имеющимися патологическими формами девиаций.
Таким образом, помимо внешних причин, нарушения эмоционально-личностного развития, могут возникнуть и при наличии разнообразных нарушений психофизиологической организации организма ребенка, а также ввиду наличия у него отклонений в культурном развитии.
К внутренним причинам, оказывающим влияние на возникновение нарушений эмоционально-личностного развития, относятся интоксикации, инфекции, травмы и т.д., оказывающие негативное воздействие не мозг плода во внутриутробный и постнатальный период. В случае, если из указанных причин имеет место быть одна, то она выступает в качестве основной, а неблагоприятные внешние микросоциальные условия выступают как дополнительные негативные факторы, усугубляющие негативное состояние и нарушения эмоционально-личностного развития ребенка.
Как показывает практика основным из негативных факторов, оказывающих влияние на возникновение нарушения эмоционально-личностного развития, является неблагополучная родительская семья.
Следует отметить, что четкого разграничения биологических и социальных факторов риска нарушений в развитии нет, поскольку они всегда взаимосвязаны.
Характеристика основных видов нарушений эмоционально-личностного развития
Нарушения эмоционально-личностного развития могут быть представлены следующими видами:
Изменение поведения – характеризуется возникновение и последующим развитием девиаций в поведении, отмечается смещение норм нравственности и морали, обесценивание общепринятых в социуме правил. В основном встречается при наличии таких факторов как отсутствие авторитета взрослого (воспитателя, родителя), демонстрация ребенку со стороны взрослых противоречивых общественных и морально-этических норм поведения.
Болезненное усиление влечений – в основном проявляется при наличии органических мозговых заболеваний, которые обусловлены конституцией неполноценности общего развития.
Неразрешимые личностные конфликты – возникают в результате несправедливого отношения со стороны взрослых (воспитателей, родителей).
В отечественной психологии В.В. Лебединским в 1980 году был разработан уровневый подход к выделению и оценке видов нарушений эмоционально-личностного развития. В основе данного подхода заложены закономерности эмоционально-личностного развития здорового ребенка.
Уровни эмоционально-личностного развития:
Первый уровень – полевая реактивность. На данном уровне нарушения эмоционально-личностного развития характеризуются наличием пассивных форм психического нарушения. При норме развития этот уровень никогда не проявляется, а может выступать только лишь в качестве фона по аффективной перестройке к активному взаимодействию ребенка с социумом.
Второй уровень – аффективные стереотипы. Характеризуется тем, что ребенок приспосабливает свое поведение и реакции к ближайшему окружению. При норме развития ребенок с 3-х месяце жизни начинает активно интересоваться окружающим миром. При нарушении эмоционально-личностного и психологического развития у ребенка отмечаются характерные эмоциональные и поведенческие расстройства, проявляющиеся в виде страхов и тревожности при изменении режима или привычной обстановки.
Третий уровень – эффективная экспансия эмоциональной регуляции. Основные аффективные переживания связаны, главным образом, с содержанием желаемого. Этот уровень эмоциональной регуляции начинает функционировать в возрасте 3—6 месяцев. В этот период у ребенка активно развивается его взаимодействие со взрослым.
Четвертый уровень – эмоциональная регуляция. В этот период развивается важнейшая доречевая активность — лепет, формируются интегративные и сенсорно-ситуативные связи. Отличительной особенностью поведения здорового ребенка на этом уровне эмоциональной регуляции является постоянное сосредоточение на каком-либо виде деятельности.