Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды и роль эмоций в жизни человека

Все предметы / Психология / Виды и роль эмоций в жизни человека
Содержание статьи
Определение 1

Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих непосредственные переживания, ощущения приятного или неприятного, отношения индивида к миру и людям, процесс и результаты определенной практической деятельности.

Понятие и особенности эмоций

В ходе эволюции животного мира появляется отдельная форма проявления отражательной функции мозга в виде эмоций (лат. emoveo – возбуждаю, волную). Эмоции способны отражать личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций и событий для человека, т. е. то, что его волнует. Их выражение происходит через форму переживаний.

Замечание 1

В психологии эмоции определяют в качестве переживания индивидом в определенный момент своего отношения к чему-либо (к настоящей или будущей ситуации, к окружающим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоции» использует в широком смысле. В этом случае они представляют собой целостную эмоциональную реакцию личности, которая включает не только психическую составляющую – переживание, но и специфические физиологические изменения организма, которые связаны с данным переживанием. Эмоции есть также у животных, но у людей они способны приобретать особенную глубину, получая большое количество оттенков и сочетаний.

Виды эмоций

Немецким философом И. Кантом эмоции были разделены на астенические (ослабляющие) и стенические (греч. stenos – сила), повышающие жизнедеятельность организма.

Эмоции делят по одной из классификаций на положительные (приятные) и отрицательные (негативные, неприятные). Филогенетически наиболее древними считаются переживания удовольствия и неудовольствия (эмоциональный тон ощущений). Оно направляет поведение человека и животного на сближение с источником удовольствия (избегание источников неудовольствия).

Более сложными могут являться другие положительные (например, радость, восторг) и отрицательные (например, гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симоновым были выделены также смешанные эмоции. В этом случае в одном и том же переживании способны сочетаться и положительные, и отрицательные оттенки (например, человек может получать удовольствие от страха в «комнате ужасов»).

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с личностными особенностями (вкусами, интересами, нравственными установками, опытом) и темпераментными особенностями людей, а также в зависимости от ситуаций, в которой человек находится, одна и та же причина способна вызвать разные эмоции.

Замечание 2

Эмоции различают по интенсивности, длительности, степени осознанности и причинам их появления. По этим критериям принято выделять настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение представляет собой слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние. Его причина не всегда может быть ясной для человека. Оно постоянно есть как эмоциональный тон, способно повышать (понижать) активность в общении или работе.

Сами эмоции представлены более кратковременным, но достаточно сильно выраженным переживанием индивидом радости, горя, страха и т. п. Они способны возникать в отношении удовлетворения или неудовлетворения потребностей, обладая хорошо осознаваемой причиной появления.

Аффект заключается в быстро возникающем, очень интенсивном и кратковременном эмоциональном состоянии, которое вызвано сильным или особо значимым для человека стимулом. Часто аффект представляет собой следствие конфликта, в любом случае проявляется бурно и сопровождается минимизацией способности переключать внимание, сужая поле восприятия (фокусировка внимания происходит в основном на объект, который вызвал аффект).

Роль эмоций в жизни человека

Эмоции человека выполняют следующие роли:

  • Отражательно-оценочную,
  • Управляющую,
  • Защитную,
  • Мобилизующую.

В первую очередь в жизни человека эмоции играют отражательно-оценочную роль, поскольку дают субъективную окраску тому, что происходит вокруг человека и в нем самом. Это означает, что на одинаковое событие разные люди эмоционально реагируют абсолютно разным образом.

Например, у болельщика проигрыш любимой команды вызывает разочарование, огорчение; у болельщиков команды соперника этот же проигрыш вызовет радость. Некоторое произведение искусства вызывает у разных людей прямо противоположные эмоции. В народе такое положение дел даже обозначают следующим образом: «На вкус и цвет товарища нет».

С помощью эмоций можно производить оценку не только прошедших или происходящих сейчас действий и событий, но и будущих. Они способствуют включению в процесс вероятностного прогнозирования (человек предвкушает удовольствие при походе в театр или ждет неприятные переживания после экзамена).

Управляющая роль эмоций состоит в том, что возникновение определенного иного отношения к объекту оказывает воздействие как на мотивацию, так и на процесс принятия решения о действии или поступке. Здесь физиологические изменения, сопровождающие эмоции, влияют на качество деятельности, работоспособность индивида.

Защитная функция эмоций относится к проявлению страха, предупреждая человека о реальной или о мнимой опасности. Этим она способствует лучшему про-думыванию возникшей ситуации, более тщательной проверке вероятности дости-жения успеха или неудачи. С помощью этой роли человек защищается от неприятных для него последствий (иногда даже от смерти).

Мобилизующая функция эмоций состоит в том, что страх, например, способствует мобилизации резервов человека. Это происходит за счет выброса в поток крови дополнительного гормона адреналин (например, в активной или оборонительной форме при спасении бегством). Мобилизации сил организма также способствует воодушевление и радость.

Положительное значение эмоций не всегда можно связывать напрямую с положительными эмоциями, а отрицательное — с отрицательными. Негативные эмоции способны стать стимулом для самосовершенствования индивида, а положительные явиться поводом для самоуспокоения. Здесь многое будет зависеть от целеустремленности человека и условий, в которых он воспитывался.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис