Сущность квазиэксперимента
В обычных условиях довольно сложно соблюсти все необходимые условия и контролировать побочные переменные, поэтому в психологии для таких случаев применяются квазиэкспериментальные исследования.
Квазиэксперимент - это исследование, направленное на выявление причинной зависимости между двумя переменными, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп, или же «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования одной и той же группы до и после воздействия.
Квазиэксперимент актуален для тех случаев, когда нет возможности провести эксперимент в рамках «истинного» эксперимента. Например, для исследований социального плана, в которых сложно управлять независимой переменной, практически направленных исследований, не подразумевающих контрольной группы.
Таким образом, квазиэксперимент - это выход для многих исследовательских ситуаций, а также инструмент решения различных исследовательских задач. Это своеобразный компромисс с реальностью.
Наиболее яркими особенностями квазиэксперимента являются:
- использование естественных групп (как правило, они неэквивалентные),
- контроль со стороны экспериментатора может происходить только на этапе сбора данных,
- может производится предварительное и контрольное тестирование на разных группах,
- распространенным способом контроля в эксперименте является дублирование самого эффекта и выявление его разными способами.
В квазиэкспериментальном исследовании экспериментатор заранее продумывает то, какие переменные он не может контролировать. Для этого используется специальный список источников невалидности эксперимента.
Планы квазиэкспериментальных исследований на одной группе
Теоретические основы применения квазиэкспериментальных планов разработали Т. Д. Кук и Дж. Кемпбелл. Они выделяют две основных разновидности планов: планы для неэквивалентных групп и планы отдельных временных серий.
Строго говоря, эксперименты с одним испытуемым уже относятся к квазиэкспериментам, однако квазиэксперименты временных серий являются модификацией доэкспериментального плана исследований.
Докспериментальный планы исследования - это исследования единичного случая, исследования с предварительным и итоговым тестированием, а также сравнение статических групп. В целом, доэкспериментальный план - это скорее иллюстративный способ, нежели реально применяемый в научной деятельности.
План с неэквивалентными группами строится следующим образом: выбираются две естественные группы, одна из которых подвергается воздействию, а другая - нет. Спустя время обе группы проходят тестирование повторно, впоследствии результаты первого и второго тестирования сопоставляются с помощью t-критерия Стьюдента и дисперсионного анализа.
Источником артефактов здесь является состав групп, они могут быть неэквивалентны (например, два класса, в одном из которых дети более успешно осваивают программу). Таким образом, чем больше сходств в экспериментальной и контрольной группе, тем валиднее результаты.
План отдельных временных серий наиболее актуален для педагогической, социальной, клинической психологии и психологии развития. Суть данного плана состоит в том, что изначально определяется уровень зависимой переменной на группе при помощи серии последовательных замеров. Потом экспериментатор воздействует на испытуемых, варьируя независимую переменную, и производит серию аналогичных замеров. Затем сравниваются уровни изменения зависимой переменной до и после воздействия.
Главный источник артефактов данного плана - это невозможность отделить результаты как следствие экспериментального воздействия или эффекта фона.
Модификации квазиэкспериментальных планов
Основные квазиэкспериментальные планы подразделяются на основании следующих критериев: одна группа или несколько, единичное воздействие или серия
Планы для одной группы:
- План временных серий - это квазиэкспериментальный план, суть которого в том, что проводится серия замеров на некоторой группе или индивиде и экспериментальное воздействие производится посреди серии. Для реализации этого плана нужны определенные условия: постоянство условий, как можно большее число измерений, определенная изоляция группы, обязательное повторение серии экспериментов в другой группе или сезоне.
- План с эквивалентными временными выборками - это вариант предыдущего плана, но здесь происходит повторное воздействие. Для этого плана важно применять большие, репрезентативные и эквивалентные (рандомизированные) выборки временных интервалов.
- План с сериями эквивалентных воздействий - это применение повторного эффекта с эквивалентным материалом.
Планы для нескольких групп:
- План с неэквивалентной контрольной группой - это довольно популярный способ исследования, в котором экспериментальная и контрольная группа подвергаются тестированию до и после экспериментального воздействия, и обе группы не являются эквивалентными до эксперимента. Как правило, такие группы представляют собой уже сходные между собой сообщества, но не настолько, чтобы между ними не было различий на этапе предварительного тестирования.
- План с предварительным и итоговым тестированием на различных рандомизированных выборках (еще его называют «имитацией» плана с начальным конечным тестированием). Суть этого плана в том, что предварительное тестирование проходит одна группа, а итоговое - уже эквивалентная группа (в ходе рандомизации), которая подверглась экспериментальному воздействию. Главный недостаток этого плана - невозможность контролировать влияние эффекта истории - событий, происходящих между первым и вторым тестированием.
- План с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования - это усложненная версия предыдущего плана. Для реализации этого плана используются 4 рандомизированные группы, а воздействию подвергаются только 2 из них, а тестируется после воздействия только 1. Особенностью плана является то, что тестированию подвергается каждая из групп, но один раз либо в начале, либо в конце. Этот план, при условии качественной рандомизации, практически не уступает «истинному» эксперименту и обладает высокой внешней валидностью - он исключает влияние многих эффектов (взаимодействия предварительного тестирования и воздействия, взаимодействие состава группы и воздействия, реактивности испытуемых). Однако он не исключает влияния эффекта взаимодействия естественного развития с составом группы.