Научное мировоззрение Вагнера
Вагнер Владимир Александрович родился в марте $1849$ года. После окончания школы он поступил в Петербургский университет, где изучал биологию и психологию. Там же Вагнер окончил аспирантуру, защитил докторскую диссертацию и стал профессором этого университета.
Вагнер В.А. период с $1910$ года по $1913$ год выпустил двухтомник «Биологические основы сравнительной психологии». В данной работе он противопоставил научному мировоззрению метафизическое и теологическое. Владимир Александрович считал, что теологическое мировоззрение полностью отрицает душу и разум у животных и данная концепция, так же как и метафизическая, не может иметь для современной науки никакого значения. По его мнению, для психологической науки, важность представляет научное мировоззрение, которое он рассматривал в качестве столкновения двух совершенно противоположных научных школ. Но по его мнению, инстинкты человека, а также возможности человеческого разума имеют рефлекторное происхождение, но нельзя сводить их только к рефлексам.
Изучение развития психических способностей
С $1924 $года Вагнер занялся выпуском работ, объединенных общей тематикой: «Возникновение, развитие психических способностей». Их было выпущено девять, последний выпуск вышел в $1929$ году.
Вагнер считал, что важную роль в развитии психических функций детей занимают разного рода игры. Владимир Александрович посвятил большую часть данных работ детским играм. Проводя исследование детей от 3 лет до 7 лет, Вагнер изучил особенности детского восприятия и мышления, ярко проявляемые в процессе игры.
Дети данного возраста обращают свое внимание не на основные признаки предмета, а на отличительные и выделяющие на фоне других. Следует отметить, что это относится к восприятию как зрительных, так и слуховых образов. Зрительное восприятие детей 3-7 лет еще несовершенно. Вагнер считал, что в данном возрастном периоде у детей начинает формироваться восприятие конкретного предмета не только целиком, а и виде составных частей. Для развития подобных навыков, он предлагал использовать в игре нарисованные фигуры различного размера и цвета. Эти рисунки играют роль эталонов в восприятии цветовой гаммы и форм ребенком. Вагнер также обращал внимание на огромное значение игр с пространственными фигурами в любом возрасте, так как они влияют на все органы чувств - зрение, осязание, слух, иногда обоняние и вкус и в таких играх ребенок учится выявлять связи и соотношения между различными объектами. Для правильного и скорейшего развития психических способностей у ребенка следует давать ему разные задания, выполняемые в игровой форме, направленные на реализацию разных функций.
Изучение памяти
На базе собственных исследований Владимир Александрович выделял три типа памяти:
- образная память, участвующая в запоминании звуков и зрительных образов;
- словесно-логическая память, включающаяся при запоминании информации «на слух»;
- эмоциональная память, посредством которой запоминаются чувства, эмоции и события.
Множество эмпирических исследований Вагнера было посвящено проблемам памяти. Он тщательно изучал эффекты, которые возникают при долговременной и кратковременной памяти, рассмотрел разные формы заучивания. Он установил, что все люди по принципу запоминания преобладающему у них делятся на две группы:
- люди склонные к механическому заучиванию;
- люди склонные к смысловому запоминанию, что дает лучшие результаты.
Вагнер – основоположник сравнительной психологии
В $1931$ году Вагнер прекратил свою профессиональную деятельность в Ленинградском университете. При этом он продолжил активно заниматься научной деятельностью. В $1930$ году Вагнер вновь занялся сравнительной психологией. Последняя работа, написанная Вагнером, называлась: «Сравнительная психология, область ее исследования и задачи». Здесь он затронул проблематику инстинктов и сформулировал теорию флуктуации, то есть колебания инстинктов и ввел понятие видового шаблона. Он рассматривал инстинкт не в качестве стереотипа, одинакового для всех особей вида, а в качестве определенной способности, неустойчивой и колеблющейся в рамках видового шаблона. Именно основываясь на вариабельности и пластичности инстинктов, Вагнер вывел важную роль индивидуальности в формировании инстинктов.
Вагнер, помимо исследования инстинктов, уделил внимание в своей работе разработке сравнительного метода в психологии. Он полагал, что психика животных не может непосредственно сравниваться с человеческой, а только с ближайшими родственниками в эволюционном ряду.
Владимир Александрович Вагнер считается по праву основоположником сравнительной психологии в нашей стране. Он внес огромный вклад также в развитие мировой сравнительной психологии и разработал особый метод исследования на базе сравнения поведения животных близких в видовом отношении - биологический метод.