Совместная деятельность (в психологии) — это действия, которые осуществляют два или более участника. Каждый участник совместной (групповой) деятельности должен выполнять определенную функцию, отличную от остальных.
Особенности совместной деятельности
В психическом развитии ребенка самой важной считается совместная деятельность со взрослыми. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского, именно в рамках такой деятельности происходит формирование всех специфических психических процессов человека. В совместной деятельности с взрослым дети получают возможность выполнять те действия, которые самостоятельно они выполнить еще не могли.
Групповая и совместная деятельность помогает образовать зону ближайшего развития в детском возрасте, становясь индивидуальным достоянием ребенка на следующей стадии. Это происходит благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности будет закономерно увеличиваться с возрастом. В результате при достижении взрослости в рамках его индивидуальной активности начинает полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. Процесс интериоризации, таким образом, можно свести не только к отдельным действиям и функциям психики, но и в целом к деятельности.
Для каждого возраста характерны основные составляющие этого периода содержания совместной деятельности со взрослым. Этот процесс выработан культурно-исторически. Он воплощает в себе социальную ситуацию развития, которая имеет собственную специфику для соответствующего периода.
Содержание групповой деятельности и степень участия в ней не всегда в равной мере осознаются ребенком и взрослыми участниками. Например, во время периода новорожденности групповые действия представляют собой удовлетворение органических потребностей малыша. Вклад в такую деятельность самих новорожденных можно свести к самым элементарным рефлексам (в первую очередь, сосательному рефлексу).
В младенчестве содержание совместной деятельности ребенка и взрослого представлено непосредственно-эмоциональным содержанием. Позже это переходит в ситуативно-деловое общение, опосредованное предметами. В раннем периоде оно заключается в предметной деятельности, функция взрослых в рамках которой заключается в формировании образцов предметных действий, воспроизводимых ребенком.
В дошкольном возрасте содержание совместной и групповой деятельности начинает представлять собой моделирование «взрослого» мира. Это происходит через игру, рисование, конструирование и др. Взрослый человек, как и в раннем возрасте, может при этом задавать образцы, но теперь уже не отдельного действия, а поведения в целом.
Факторы и условия эффективности совместной деятельности
Один из важнейших факторов, который определяет эффективность совместной деятельности, представлен спецификой и сложностью задач. Данный фактор считается внегрупповым, поскольку задается извне и предназначен для определения содержания совместной деятельности. Сложность задач здесь будет зависеть от набора психических процессов и функций, вовлекаемых в деятельность и от частоты выполнения действий.
Условия эффективной совместной и групповой деятельности также включают:
- Время,
- Количественный состав участников,
- Взаимосвязь,
- Распределение функций,
- Автономность группы,
- Мотивацию каждого участника и др.
В официальной совместной деятельности время регламентировано. Если же группа действует неофициально (например, приятельские, дружеские отношения), то ее существование можно определить через потребности каждого участника. Время совместной деятельности рассматривается в качестве фактора формирования личностных особенностей, когда люди становятся похожими друг на друга.
В случае роста числа участников группы ее эффективность будет расти до определенного предела, затем показатель величины перестает оказывать воздействие на эффективность. В дальнейшем эффективность группы даже начинает снижаться, поскольку люди начинают мешать друг другу.
Условие эффективной совместной деятельности включает также взаимосвязанность. Это происходит, когда действия одного члена способны определять действия других людей. Малая взаимная связанность предполагает большие возможности для проявления самостоятельности. Если же происходит усиление взаимной связанности, то возможность самостоятельных действий падает с одновременным увеличением роли групповых достижений. Увеличение взаимосвязанности способно увеличивать роль руководителя.
Для любой групповой деятельности необходимо распределение функций, определяемое системой задач для решения группой. Также на это условие влияют особенности ее членов:
- Индивидуально-типологические особенности,
- Личностные особенности,
- Социально-психологические.
Степень автономности группы является важным условием эффективности. В случае высокой автономности группы предмет конфликтной ситуации находится всегда вне группы (внешний субъект или объект). Если группа обладает слабой автономностью, то могут возникать конфликты между ее членами.
На эффективную работу группы влияет характер мотивации каждого участника и всей группы в целом. В случае высокого уровня положительного отношения к работе мотивация каждого человека усиливается. При низкой мотивации, как правило, возникает конфликт, который может даже закончиться отказом решать совместную задачу.
Среди дополнительных условий эффективности работы группы выступают индивидуальные характеристики участников (нейродинамические, психомоторные, интеллектуальные и др.), а также степень однородности (разнородности) группы в качестве степени подобия. Для какого-либо типа совместной деятельности важно подобие по каким-либо параметрам, а для других видов работ, напротив, лучше будет наличие контраста. Большую роль дополнительно играют возрастные и половые различия людей.
В регуляции эффективности совместной деятельности задействованы различные системы факторов:
- Внегрупповые и внутригрупповые,
- Внеличностные и внутриличностные,
- Фактор общественной значимости.
Внегрупповые факторы включают физические характеристики внешней и социальной среды, а в состав внутригрупповых условий входят групповые нормы и особенности межличностных отношений.
К внеличностным условиям эффективности можно отнести однородность (разнородность), а к внутриличностным индивидуально-психологические особенности, оценки, состояние и установки участников.