Стресс в профессиональной деятельности — это деструктивное состояние, которое влияет на финансовую, социальную и психологическую стабильность человека и организации в целом.
Знания о современных подходах к управлению профессиональными стрессами необходимы как руководству компаний, так и самим работникам.
Понятие стресса в профессиональной деятельности
В современных условиях профессиональной деятельности стресс — это важная организационная и социальная проблема, которая оказывает воздействие на стабильность поведения людей в организации и общественную жизнь в целом. Сотрудники современных компаний и большая часть общества подвержены стрессам по причине технического прогресса и интенсификации социально-экономической жизни.
Большинство ситуаций, которые способны вызывать нервное напряжение, относятся именно к физическим и эмоциональным перегрузкам в профессиональной деятельности, высокому темпу и большому объему работы. Стрессы, которые переживает персонал, оказывают разрушающее воздействие как на людей в компании, так и на компанию в целом.
ВОЗ назвала профессиональный стресс «болезнью 21 века». Это связано с тем, что стрессу уже подвержены представители любой профессии. Этот феномен постепенно начинает принимать размер «глобальной эпидемии».
Внимание руководства и специалистов по кадрам к профессиональным стрессам связано, в первую очередь, с двумя причинами. Первая из них состоит в том, что происходит отрицательное влияние профессионального стресса на эффективность труда. Показатель стресса влияет на высокую текучесть кадров, прогулы, брак, несчастные случаи, снижение производительности труда.
Вторая причина связана с тем, что профессиональный стресс в своем развитии начинает отражаться на всей жизни человека. Он способен менять психическое и соматическое состояние, приводит к потере здоровья, психологическим проблемам и изменениям личности.
Подходы к управлению стрессом
Большое количество видов стрессовых факторов в профессиональной и бытовой деятельности приводит к пониманию того, что нельзя рассматривать и определить универсальный подход к управлению стрессом.
Существует несколько подходов к управлению стрессами. Первый подход рассматривает стресс-факторы в их классификации на две группы. Первые из них зависят от организации, а вторые — от личности. Соответственно и методы управления стрессовыми состояниями делят на методы управления на уровне предприятий и на уровне личности.
На уровне организации методы управления стрессом могут включать:
- Социальную поддержку,
- Проведение психологических тренингов,
- Осуществление программ оздоровления,
- Использование методик релаксации,
- Психологическое консультирование.
На уровне личности важно обратить внимание на методы управления стрессом посредством управления временем, психотерапию, физические упражнения и обучение различным инструментам работы со стрессом.
Второй подход рассматривает управление стрессом в профессиональной деятельности по трем основным направлениям. Согласно ему важно обратить внимание на оптимизацию соответствия между требованиями со стороны предприятия и возможностями персонала, влияние на когнитивную оценку кадров, которая касается готовности к преодолению профессионально сложных ситуаций; управление ответной реакцией на стресс-факторы.
Данный подход включает три направления управления стрессами:
- Первичную профилактику, представляющую собой исключение или уменьшение стрессоров, которые действуют на рабочих местах;
- Вторичную профилактику в виде принятия мер, которые ослабляют воздействие проявлений симптомов стресса у персонала;
- Третичную профилактику, включающую предоставление сотрудникам конфиденциальных консультаций.
Работа в условиях стресса в любом случае ведет к мобилизации внутренних ресурсов. Этот процесс способен вызвать острые нарушения, проявляясь в качестве отсроченных последствий. Развитие стрессовых реакций возникает даже в самых прогрессивных и хорошо управляемых компаниях, так как связано не только со структурными и организационными особенностями, но и с характером самой работы и личностными особенностями работников.
Рекомендации по управлению стрессом
В управленческой и психологической литературе существует большое количество рекомендаций, направленных на профилактику и управление стрессами. Тем не менее, ученые считают, что нельзя говорить о наличии универсальных инструментов и методик управления профессиональными стрессами, которые подойдут для любой стрессовой ситуации.
Для ослабления стресса необходимо использовать профессиональное обучение и систематическое повышение квалификации кадров, расширение поведенческого репертуара. Процесс коррекции несоответствия профессии и личности предполагает изменение организационной среды и совершенствование организационной культуры. Для этого важно проводить оптимизацию производственных технологий, условий труда, организационной структуры, социально-психологической атмосферы. Здесь учитываются психологические знания о механизмах стресса и адаптационных человеческих ресурсах.
Задачи менеджеров по кадрам в управлении профессиональными стрессами включают:
- Помощь персоналу в процессе внедрения новых технологий;
- Осуществление психологической экспертизы инноваций производства и организации;
- Осуществление действий, которые концентрируются на ослаблении сопротивления нововведениям.
Еще одно важное направление в области управления организационными стрессами включает воздействие на когнитивную оценку персонала. Она касается собственных возможностей (способности, умения, ресурсы и т. д.) и готовности преодолевать профессионально трудные ситуации.
Психологическая помощь должна ориентироваться на оптимизацию трудовой деятельности, снижая или повышая роль выполнения требований, предъявляемых компанией. В некоторых случаях психологическая помощь направляется на рост адекватности восприятия сотрудниками ситуативных (фактических) требований. Здесь важно учесть должностной статус и уверенность в своих силах, ресурсах и способностях.