Основные направления в психологии личности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Направления в психологии личности
Исследование в области когнитивной психологии
Одним из исследователей в области когнитивной психологии был Дж. Келли. По мнению Дж. Келли, человеческая познавательная деятельность начинается с группировки и анализа различных фактов реальности.
Дж. Келли использует термин «конструирования» вместо термина «интерпретация». Таким образом, он утверждает, что человек конструирует реальность (то есть интерпретирует ее), создавая определенную систему конструктов, внутри которой приобретается и смысл фактов внешней среды. Именно на основе конструктов возможно прогнозирование дальнейших событий.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что важная функция психики человека состоит в исследовании реальности с целью прогнозирования дальнейших событий и контроля над своим поведением.
Конструкты и их типы
Конструкт, по Дж. Келли, это то же, что и понятие.
Научное понятие – это логическая констатация определенной связи. Выделяется несколько свойств научного понятия:
-
Обобщение явлений,
-
Констатация связи между явлениями,
-
Возможность прогнозирования.
Личностный конструкт – конструкт, в котором содержится как сходство, так и различие его от других элементов. По мнению Дж. Келли, личностные конструкты всегда являются биполярными, например, неустойчивый – стабильный.
Таким образом, современные исследования должны продолжить данную теорию. Здесь стоит остановится подробнее на концепции схемы. Схема представляет собой определенную организованную структуру знаний об объекте. Они используются для приема и переработки информации. Как можно было заметить, схемы напоминают личностные конструкты Дж. Келли.
Были проведены различные исследования, которые характеризовали переработку информации людьми. Одно из них выявило, что при анализе информации люди:
-
Достаточно быстро принимают решения, если это относится к их Я-концепции,
-
Также быстро подвергают реконструкции прошлые этапы своей жизни,
-
Воспринимают других через призму собственной Я-концепции,
-
Часто отвергают информацию, которая не соответствует их Я-концепции.
Изучение генетических основ личности
Будущие исследователи, разумеется, также будут опираться на уже существующие теории личности, однако они также должны учесть влияние генетических и биологических факторов на развитие личности.
К тому же исследователи должны будут дать логически последовательное объяснение значения биологических механизмов для развития, поведения и опыта человека. Такое объяснение неизбежно приведет к созданию новых конструктов в теории личности. Прогресс в исследовании личности будет, таким образом, осуществлен в двух направлениях:
-
исследование биохимических и генетических основ поведения,
-
развитие концептуальных схем, которые более адекватно объяснят биологическое наследие индивида и то, как оно влияет на различные формы поведения, обычно связываемые со сферой личности.
Определенный прогресс в этом направлении наблюдается в теории Г. Айзенка. В исследованиях структуры личности Г. Айзенк выделяет:
1. Интроверсию – экстраверсию. Данная диада связана с уровенем корковой активности головного мозга. Для экстравертов характерно обращение интересов и мыслей на окружающих. Интроверт является противоположностью, что означает, что его психическая активность направлена внутрь него самого.
2. Нейротизм – стабильность. Эта диада связана с активностью лимбической системы.
Изучение развития личности
Развитие ребенка в настоящее время объясняется двумя основными факторами:
-
формы поведения взрослых прочно устанавливаются в раннем возрасте,
-
отношение родителей в ранние годы жизни является существенным фактором формирования личности.
В обоих этих положениях ясно видно устойчивое влияние теории Фрейда.
Рисунок 2. Стадии психосексуального развития