В $60$-х годах минувшего столетия в рамках психологической науки возникает новое направление, которое получило название гуманистической психологии. Становление нового психологического течения во многом было обусловлено объективно существующими политическими, социальными, культурными, экономическими факторами, становлением постиндустривальной эпохи, сопровождающимся механизацией, технократизацией культуры, обесцениванием личности, становлением «человека массы» (Х. Ортега-и-Гассет), что обусловило необходимость возвращения внимания ученых на личность человека.
Данное течение, в отличие от других, не было попыткой ревизии либо адаптации уже существующих школ к новым, изменившимся условиям.
В центре внимания гуманистической психологии – целостный человек во всех его проявлениях, процессы личностного развития, смысла и высших ценностей существования, творчества, свободы, восприятия, интерпретации и переживания мира и пр.
Сущность гуманистической психологии
Главным положением нового направления стало понимание целостности личности, понимание того, что содержание психики не может быть сведено к элементарным формам и реакциям.
Личность понимается как сознательный индивидуум, наделенный свободой выбора и творческим потенциалом.
Гуманистическая психология полностью отвергает представление о человеке как о существе, поведение которой определяется стимулами внешней среды, строится на основании детерминизма.
В отличие от других психологических направлений, гуманистическое течение обращено не на лечение душевных расстройств, поведенческих, эмоциональных нарушений, но направлено на решение задачи исследования позитивных душевных качеств, душевного здоровья. Представители течения не стремятся сосредотачиваться исключительно на темной стороне психики, но в полной мере используют позитивные эмоции, которые во многом составляют сущность человеческой личности.
Основные принципы гуманистической психологии
Основными принципами направления выступают следующие:
- актуализация роли сознательного опыта;
- осознание целостной природы личности;
- акцент на свободе воли, творческом потенциале личности;
- комплексное исследование всей совокупности факторов, обстоятельств личности.
Самоактуализация как основная категория гуманистической психологии
В понимании представителей гуманистического подхода личность представлена как существо, обладающее свободой выбора, стремящееся к самоактуализации – активному стремлению к раскрытию собственных задатков и способностей, максимально полному раскрытию собственного потенциала.
Данное стремление носит врожденный характер, однако, его развитию или препятствию могут способствовать или препятствовать детские переживания, научение.
В свою очередь, полное раскрытие творческого потенциала, заложенного в человеке, требует удовлетворения ряда потребностей. Иерархия потребностей, к удовлетворению которых стремится личность, может быть представлена следующим образом:
- Физиологические потребности – потребность в пище, питье, дыхании, сне, сексе;
- Потребность в безопасности – чувстве стабильности, защищенности, отсутствии страха, тревоги;
- Потребность в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, человеческому коллективу;
- Потребность в самоуважении, уважении со стороны окружающих;
- Потребность в самоактуализации.
Таким образом, самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья человека, является перманентным процессом развития личности, ее совершенствования на протяжении всей жизни.
Гуманистическая психология выступает одним из важнейших направлений психологической науки, исследуя личность человека во всей совокупности ее проявлений, многообразии эмоциональных, поведенческих проявлений, эффективно используя целительный потенциал позитивных эмоций в процессе реализации психологической поддержки.