Учебная мотивация – это частный тип мотивации, который включен в учебную деятельность. Она зависит напрямую от мотивов, побуждающих к активности и определяющих направление деятельности школьников. От учебной мотивации зависит эффективность учебной деятельности.
Подходы к понятию термина «мотивация»
Мотивация понимается в качестве несколько психологических явлений. В первую очередь это система причин и факторов, которые направляют индивида на выполнение определенных действий (бездействие). Также она представляет собой осознанное применение совокупности возбудителей, которые способствуют активизации деятельности. Мотивация включает процесс разворачивания системы возбудителей. Он происходит непосредственно в структуре соответствующей деятельности.
До настоящего времени так и не достигнуто единство в определении понятия «мотивация». Это отражает многозначность и сложность данной категории, а также показывает разносторонний характер этого вопроса. В педагогической, психологической и психолого-педагогической литературе для мотивации также предусмотрено множество определений. Так, часть ученых рассматривает мотивацию в качестве совокупности причин, которые определяют различные проявления активности учащихся в их деятельности.
Другие исслеователи называют мотивацией многомерное образование соответствующих потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов, намерений и идеалов. А учебная мотивация описывается ими как совокупность побуждений, которые меняются, часто вступают друг с другом в новые связи.
Мотив представляет собой явление, которое служит стимулом для совершения необходимого действия.
Эффективность учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от мотивов, которые побуждают к активности и определяют направленность деятельности. По этой причине преподаватели должны развивать у них мотивы именно учения. Это необходимо для того, чтобы у школьников происходило формирование положительной мотивации и интереса к учебной деятельности.
Особенности учебной мотивации младших школьников
Успешная учебная деятельность напрямую зависит от умелого формирования положительной мотивации. Для этого, помимо использования соответствующих стимулирующих методов, педагоги могут выполнять и другие задачи:
- Исследование мотивационной сферы каждого обучающегося;
- Учет интересов и наклонностей детей;
- Предоставление ребенку шанса проявить себя;
- Формирование новых мотивов;
- Создание здорового соперничества;
- Повышение интереса к деятельности;
- Побуждение к целеполаганию;
- Поддержка успеха школьника, формирование соответствующих условий для этого.
Преподаватели обязаны использовать любые средства и методы обучения для формирования у младших школьников желания учиться и положительной мотивации к обучению. Обучение должно вызывать у детей восхищение и интерес, что возможно только при создании благоприятных условий. Для развития у младших школьников учебной мотивации необходимы разные средства, методы и приемы стимулирования.
Формируя положительную мотивацию, учителя занимаются развитием не только ответственного отношения и неподдельного любопытства у младших школьников. Этим он помогает разрабатывать желание учеников достигать высокого результата, чувствуя себя успешной личностью. Это, в свою очередь, помогает наращивать уровень познавательной активности для становления соответствующих качеств личности.
Развитие мотивации младших школьников
Младший школьный возраст – это стадия развития ребёнка, которая соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных государствах и разных исторических условиях.
Рамки младшего школьного возраста определяются, как правило, интервалом от 6 - 7 до 10 - 11 лет. Их уточняют в зависимости от официально принятых сроков начального обучения в школе. В качестве движущей силы развития личности школьника в целом в этом возрасте выступает развитие речи, памяти и внимания. Эти показатели постоянно должны расти на протяжении обучения.
В. С. Мухина в своих трудах писала, что социальная ситуация развития ребенка изменяется сразу после его поступления в школу. С этого момента у ребенка появляются обязанности по отношению к социуму. Выполняя их, он получает одобрение сверстников, родителей, одноклассников и школьных учителей.
С поступлением в начальную школу у ребенка формируется учебная мотивация и внутренняя позиция. Эти показатели, в свою очередь, помогают осуществлять систематичное обучение, предъявляющее высокие требования к умственной работоспособности школьников. В течение данного возрастного этапа работоспособность школьников только растет. Тем не менее, сопротивляемость к утомлению, самоконтроль, произвольность, и продуктивность детей младшей школы намного ниже, чем у учеников средней школы.
Учебная деятельность способствует развитию субъектности, которая не может сложиться в один момент. Ее формирование происходит поэтапно с открытием новых граней развития личности младших школьников. Этот процесс во многом будет зависеть от динамики развития учебной мотивации в качестве базового элемента учения. Это обусловлено тем, что именно мотивы способны предопределить варианты деятельности, которые ученик будет предпочитать или отклонять. Зарождение учебного мотива как желания к постижению нового можно увидеть уже в дошкольном возрасте.
Дети в возрасте 5-6 лет уже открыты к познанию мира, он активно задают вопросы «кто такой?», «что такое?», «отчего?» и «почему?». С их помощью они проявляют познавательный интерес, который составляет основу учебной мотивации. Вне зависимости от того, что данный интерес обладает ситуативным характером, он очень важен для будущей школьной жизни. Ребенок, используя его, в процессе обучения получает возможность открывать тайны предметного мира.