Понятие тревожность в разных психологических школах
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в частых и интенсивных переживаниях состояния тревоги и рассматривается как личное образование, как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Под тревогой Спилбергер понимал негативное эмоциональное состояние, сопровождающееся внутренним напряжением, беспокойством и активацией нервной системы. Тревожность возникает из соединения фундаментальных эмоций, сочетающих в себе вину, страх, гнев, интерес, возбуждение.
Причиной тревожности младших школьников психологи называют нарушения детско-родительских отношений.
Для любой активной личности характерен определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная её особенность. Каждый человек имеет свой оптимальный уровень тревожности, получившей название полезной тревожности.
Тревожность, помимо личностной (оптимальной), может ещё быть ситуационной, складывающейся в данной ситуации под влиянием тех или иных обстоятельств.
В психологию данное понятие внесли психоаналитики и психиатры. Многие из них рассматривали тревожность как врожденное свойство, как состояние изначально присущее человеку.
По утверждению З. Фрейда, у человека есть несколько врожденных влечений, являющихся движущей силой его поведения и настроения, а столкновение биологических влечений с социальными запретами приводит к неврозам и тревожности.
Тревожность – это показатель неблагополучного личностного развития. Вследствие тревожности в перспективе личностного развития может возникнуть нечувствительность к реальному неблагополучию. Под воздействием защитных механизмов появляется «защищенность», приводящая к такому явлению как отсутствие тревоги даже при потенциально опасных, угрожающих ситуациях.
Представители гештальт-терапии относят причины тревожности к биологическим предпосылкам. Согласно их теории поведение человека подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов.
Гештальт – это специфическая организация частей, составляющая определенное целое.
Человек вместе с окружающей его средой представляют единый гештальт, среда оказывает влияние на организм, а организм эту среду преобразует. Во внимании организма доминирующее место занимает возникающая несущая потребность – из фона проявляется фигура, и организм далее во внешней среде ищет объект удовлетворения потребности. Как только потребность будет удовлетворена, гештальт исчезает. Если потребность не удовлетворяется, гештальт оказывается незавершенным, в результате чего и появляется тревожность.
Свои исследования проблемы тревожности проводили и неофрейдисты, ярким представителем которых был К. Хорни. Главными источниками тревоги и беспокойства, считал он, являются неправильные человеческие отношения. Между беспокойством и тревожностью неофрейдисты различий не делают. Беспокойство и тревожность – это ожидание чего-то, что может вызвать страх, а при помощи тревоги ребенок может этот страх избежать.
Особенности тревожности младших школьников
Младший школьный возраст – это возраст от 6 до 11 лет.
Психологические характеристики и границы этого возраста определяются теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. К сожалению, единой теории, способной дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды, сегодня не существует.
Если говорить о теории Л.С. Выготского, то в основе его периодизации лежит понятие ведущей деятельности, а в теории З. Фрейда– лежит действие биологического фактора и опыт раннего семейного общения. Следуя этим теориям, у младшего школьника таким образом уже сформированы все качества личности и варианты ответных реакций, которые будут использованы им в жизни.
Одни специалисты рассматривают тревогу как временное состояние психики, а другие – как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей и специфику личных особенностей. Тем не менее, эти разногласия не мешают основной части ученых полагать, что переживание негативных случаев и эмоциональные расстройства в жизни ребенка в дальнейшем отразятся на его здоровье, и будут способствовать приобретению личностных характеристик, а также нервно-психических и психосоматических отклонений. В дальнейшем они будут являться факторами риска.
Значительная часть нарушений у ребенка, являющихся препятствием обучению и воспитанию, имеет связь с неустойчивыми эмоциями, а, в конечном счете – с тревогой. Высокая тревожность является показателем недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.
Ученые доказали, что тревога оказывает негативное влияние на школьную успеваемость и социальную адаптацию.
Тревожность ученые относят к распространенному классу психических расстройств детского и подросткового возраста.
Отечественные и зарубежные исследователи говорят о том, что тревожные состояния имеют связь с изменением когниций в самосознании, а также со слабой эмоциональной приспособляемостью ребенка к межличностным и социальным ситуациям.
В процессе развития ребенка, и с этим ученые согласны, возникают кризисы, отражающие конфликты между ребенком и той средой, в которой он находится – в конечном итоге это сопровождается возрастающей тревогой. Тревожные расстройства в детском возрасте затем проявляются в поведении взрослых и их личностных действиях.
От того, насколько социальная деятельность и учеба младшего школьника будет соответствовать требованиям школы, зависит его психика. Плохая адаптация к школе будет проявляться повышенной тревожностью. Наличие тяжелой тревоги может навредить ребенку, и с возрастом будет нести с собой такие проблемы в повседневной жизни как страх.
Сведений об исследованиях тревожности в отечественной психологии мало, хотя актуальность данной проблемы очевидна.
В детской тревожности выделяют четыре подвида:
- примитивную реактивность,
- тревожность разлуки,
- страх чужих,
- боязнь каких-либо событий и объектов.
Для каждого возраста существуют свои области, вызывающие повышенную тревожность, например, у 2-х летнего ребенка её источником является разлука с мамой, у 6-ти летнего ребенка – отсутствие адекватных образцов идентификации с родителями, ау подростка – страх быть отвергнутым сверстниками.
Коррекция тревожности младших школьников
Школьной тревожности ежегодно уделяется очень большое внимание.
Эффективными методами по развитию психологических орудий опосредствования тревоги и страхов у младших школьников являются игровая терапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия, потому что их использование приводит к развитию высших психических функций.
Коррекционные программы представляют собой не тренировку, а методы опосредствования несформированных функций.
Только в том случае, когда будет налажено взаимодействие с родителями ребенка, можно рассчитывать на хороший результат коррекционно-развивающего обучения. Психологу необходимо разбудить активную позицию родителей в этих вопросах и оказать ребенку посильную помощь. Включенность родителей в коррекционный процесс важен, потому что еженедельного занятия недостаточно и родителям надо знать, как необходимо решать поставленные психологом задачи. Взаимодействие ребенка с родителями на уровне позитива необходимо для закрепления полученного результата коррекционных занятий с элементами арт-терапии.
Наибольшая эффективность в коррекционной работе наблюдается при сочетании индивидуальных и групповых занятий.
Преодоление тревожности осуществляется на трех уровнях:
- ребенка обучают приемам и методам овладения собственным волнением, повышенной тревожностью;
- формируют необходимые навыки, умения, знания, расширяют функциональные и оперативные возможности ребенка;
- перестраивают самооценку и мотивацию ребенка.
Среди приемов коррекционной работы выделяются такие – «Настройка на определенное эмоциональное состояние», «Приятное вспоминание», «Использование роли», «Контроль голоса и жестов», «Улыбка», «Дыхание», «Мысленная тренировка», «Репетиция», «Доведение до абсурда», «Переформулировка задачи».
Данные приемы особенно эффективны для тех детей, которые испытывает «открытую тревогу».
Рисунок 1. Способы преодоления тревожности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
У детей, у которых тревожность проявляется в скрытой форме, необходимо развить умение анализировать свои переживания и находить их причины, таким детям важно выработать критерии собственного успеха.