Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические проблемы воспитания

Процесс воспитания как формирование целостной структуры личности

Определение 1

Воспитание – это процесс целенаправленного и специально организованного влияния, главной задачей которого выступает усвоение ребенком необходимого социального опыта, формирование системы ценностей, принятой в обществе.

Воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспитание может быть:

  • семейное,
  • школьное,
  • вузовское,
  • нравственное,
  • трудовое,
  • физическое и др.

Формирование личности происходит на основе усвоения общественных форм поведения и сознания.

В развитии нравственного сознания специалисты выделяют три основных этапа – доморальный уровень – ребенок, исходя из эгоистических представлений, выполняет установленные правила, конвенциональную мораль – ориентирование на внешние нормы поведения, автономную мораль – ориентирование на внутреннюю систему принципов.

Переход от одного этапа к другому не только сложный, но и противоречивый.

Для того чтобы овладеть азами нравственности, ребенку надо мыслить альтернативно – добро или зло, хорошо или плохо. Без усвоения элементарных норм нравственности как безусловных, нельзя стать нравственным человеком.

Нравственность не является системой запретов и указаний. Каким бы ни был источник моральной нормы, моральное решение и ответственность будут только индивидуальными.

Даже взрослому человеку сложно однозначно ответить на вопрос «хорошо это или плохо», потому что одно и то же действие в зависимости от ситуации оценивается по-разному. С этим будет связан нравственный выбор, оценка, самооценка.

«Психологические проблемы воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Человек, лишенный развитой нравственной рефлексии, легко обращает мораль не к себе, а к другим.

В основе формирования целостной личности лежит механизм, основанный на взаимодействии процессов развития общества и личности.

Этот механизм в сфере духовного производства имеет свои особенности неразрывно связанные с непроизводственной духовной областью.

Духовное богатство означает широкую образованность человека, знание им научных и культурных достижений человечества. Ядро духовного богатства – мировоззрение человека – это понимание мироздания, осознание своего места в обществе, смысла собственной жизни и др.

Формирование целостной личности с твердыми убеждениями и твердой жизненной позицией предполагает развивающее воспитание.

Большую роль в формировании целостной личности играет искусство, помогая человеку преодолеть одиночество, потому что является глубинным аналогом мира.

При формировании целостной личности важно учитывать всю совокупность этих условий.

Замечание 1

К сожалению, современное образование в полной мере не может обеспечить формирования интеллектуально-нравственной целостной личности, способной творчески преобразовать окружающую среду.

Большой вклад в понимание целостной личности внес А.С. Макаренко, считавший, что воспитание должно ориентироваться не на частности и элементы, а в целом на личность.

Основные проблемы воспитательного процесса

Со времени существования общества старшие всегда занимались воспитанием детей, прививая определенные нормы поведения и формируя нравственно-духовные качества.

Дальнейшая судьба ребенка зависела от того, какое он получит воспитание.

Воспитательный процесс сложный, требующий отдачи психологических, духовных, физических, моральных сил.

В семье, где родители любят друг друга и заботятся о будущем своих детей, вырастают хорошие дети.

Рыночная экономика, свобода, информационные технологии создали новые проблемы и взрослые забыли о том, что детей надо воспитывать.

Функции воспитателя переложены на дошкольное учреждение, школу, улицу.

Современные родители стоят в жестких рамках – воспитывать ребенка или зарабатывать на жизнь.

Другая проблема кроется в изменении моральных устоев общества – молодые люди не стремятся создать семью и, как следствие, третья часть детей рождается вне брака.

Родителям некогда проводить время со своим ребенком, гораздо удобнее купить компьютер, чтобы ребенок никому не мешал.

Очень остро стоит проблема детской беспризорности – дети из неблагополучных семей являются ярким примером этой проблемы.

В обществе отсутствует пропаганда моральных устоев семьи. Увеличивается число детей-сирот, заботу о которых берет на себя государство.

Здесь выделяется две группы – дети, лишившиеся родителей и дети-сироты при живых родителях.

Выделяется ещё группа детей, находящихся под угрозой потери семьи.

Важной является проблема экстремизма среди молодежи. На протяжении многих десятилетий основой воспитания была идея сближения, слияния наций, идея создания единого общества, для которого сегодня характерна повышенная социальная тревожность, агрессивность, конфликтные ситуации.

В решении этой задачи должны участвовать все социальные институты и, прежде всего, семья и школа, где необходимо формировать толерантность и гуманистические ценности.

Кризис, охвативший страну несколько лет назад, негативно отражается на семье, её материальном и нравственном здоровье и порождает новые социальные проблемы – слабость нравственных устоев, нездоровые отношения между супругами, рост неблагополучных семей.

Примером неблагополучия является рост эмоционального, морального, физического насилия над детьми.

Замечание 2

Данные и многие другие проблемы, связанные с формированием личности при неправильном семейном воспитании, требуют особого отношения к детям, находящимся в группе риска. Это наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от решения которых зависит судьба подрастающего поколения, да и судьба всей страны в целом.

Психологические проблемы воспитания в школе

Деятельность воспитателя в значительной мере является искусством, в котором выражается своеобразие личности, его индивидуальность, отношение к воспитанникам.

На результаты воспитания большое влияние оказывает профессиональное мастерство педагога, его умение оказывать влияние на ход воспитания.

Результаты воспитания ощутимы не сразу, между проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит большой период времени, в течение которого формируются необходимые свойства личности.

Находясь под влиянием множества факторов, личность накапливает как положительный, так и отрицательный опыт, который необходимо корректировать, а отсюда воспитательный процесс характеризуется вариативностью и неопределенностью результатов.

Несмотря на то, что процесс воспитания подвижен, динамичен, изменчив, он отличается непрерывностью и длительностью.

Поведение ученика не может изменить только одно какое-либо яркое мероприятие. Если воспитательный процесс идет от случая к случаю, не углубляет и не вырабатывает устойчивые привычки, то воспитателю приходится начинать всё с самого начала и заново прокладывать «след» в сознании ученика.

Формирование личности происходит под влиянием семьи, товарищей, взрослого окружения, ученического коллектива, общественных организаций, и здесь большая роль отводится классному коллективу, личности воспитателя, поэтому важно, чтобы требования, исходящие от коллектива и воспитателя не противоречили одно другому.

Часто встречающейся проблемой сегодня становится гиперактивность детей. Гиперактивные – это чаще всего тревожные дети, которые не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит.

Такие дети не могут усидеть на месте, вскакивают, ходят во время урока, имеют рассеянное внимание. Однако многие из них хорошо учатся.

Гиперактивным детям лучше всего заниматься в небольших группах, чтобы не отвлекать других, и чтобы учитель смог уделить им персональное внимание.

Довольно частой школьной проблемой является нежелание учиться или, как говорят психологи, отсутствие мотивации.

Проблема начинается в средней школе и своего апогея достигает с переходом в старшую школу.

Каждый ребенок имеет свои причины нежелания учиться и одна из них – заниженная самооценка.

Некорректное поведение – проблема, сильно осложняющая жизнь не только учителю, но и учащимся. Грубость в отношении товарищей и педагога, тоже имеют свои основания и причины.

Большой пласт проблем связан с трудностью в обучении, причины этого могут быть не только психологические, но и физиологические, социальные, медицинские.

Замечание 3

Сложности в общении, низкая самооценка и отсутствие веры в себя, зависимость от внешних оценок, высокая тревожность, страх совершить ошибку, сложная семейная ситуация – всё это психологические проблемы, которые необходимо решать в содружестве школы и семьи.

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot