Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность — это работа учителя, в процессе которой посредством разных способов влияния на учеников осуществляется обучающий и воспитательный процесс.
Если рассматривать педагогическую деятельность в общем, то она выступает в виде особенного многопланового процесса, направленного на осуществление воспитательной и обучающей функции.
Виды педагогической деятельности:
- обучающая
- воспитательная
- консультативная
- самообразовательная
Структура деятельности учителя в психологическом плане состоит из:
- мотивационно-ориентировачного звена
- исполнительного звена
- контрольно-оценочного звена
Первое звено представляет собой подготовку к осуществлению действий и установление различных целей и способов их достижения. Второе звено подразумевает выбор и реализацию различных способов воздействия на учеников. Третье звено — это контроль и оценка своего педагогического влияния, то есть педагогический самоанализ.
Работа педагога начинается не с постановки цели, а с анализа начальной педагогической ситуации.
Отличительной особенностью задач педагогов можно назвать то, что их решение требует неотложных действий, а результат может быть виден лишьчерез некоторое время. Это затрудняет контроль. Стоит отметить, что в педагогической деятельности всегда есть иерархия задач: существуют глобальные, поэтапные и тактические задачи.
Для осуществления учительской деятельности нужны определенные знания и навыки. Обязательно надо уметь видеть в сложившейся ситуации проблему и знать, как нужно ее перефразировать в виде педагогической задачи. Также нужно уметь распознавать и исследовать педагогическую ситуацию. Педагог должен уметь учить различными способами и приемами. Очень важно, чтобы педагог мог хорошо обдумывать и переосмысливать свои действия.
Профессиональная педагогическая деятельность характеризуется:
- большим напряжением внимания, мышления
- одинаковой рабочей позой
- мышечными усилиями, которые связаны с осуществлением движений при объяснении учебного материала ученикам
Все вышеперечисленное способствует очень быстрому утомлению, а затем и снижению работоспособности. Состояние организма педагога в процессе работы сильно ухудшается в результате постоянного эмоционально-нервного напряжения.
Психологические проблемы педагогической деятельности
Очень серьезная психологическая проблема педагогов — эмоциональное выгорание. Оно проявляется в основном у людей, которые старше 40 лет. Получается так, что педагоги уже накопили огромный опыт и могут прогрессировать в профессиональной сфере, но у них происходит резкий спад трудоспособности.
У людей просто исчезает энтузиазм, нарастает усталость и эмоциональная опустошенность. Иногда бывает так, что прежде хорошие педагоги становятся непригодными для педагогической деятельности. Такие люди сами уходят со своей работы и меняют профессию. Но всю свою оставшуюся жизнь они очень скучают по детям, общению с учениками и урокам.
Существует довольно много причин, которые способствуют росту тревожности, усталости педагога. Они приводят к эмоциональному выгоранию. Причиной может быть боязнь срыва, неудачи или утраты своего влияния.
В процессе педагогической деятельности учитель влияет на своих учеников. Характер такого влияния зависит от свойств личности самого педагога. Отрицательное воздействие оказывает тот педагог, который не любит детей, не уважает их. Также педагог плохо влияет на детей, если он не знает их психологических качеств и способностей, индивидуальных особенностей. В результате появляется агрессия. Педагог просто отдаляется от своих учеников и не хочет с ними контактировать. Многое зависит от настроения учителя, его умения управлять своими эмоциями. Очень важно, чтобы педагог мог отодвинуть на второй план свои собственные проблемы в процессе осуществления учебной деятельности.
Состояние эмоционального выгорания у педагогов характеризуется тем, что они считают себя виноватыми в несчастьях или просто не могут перенести и обдумать свои промахи. Также педагоги переживают из-за одного и того же сомнения, что приводит к тревожным действиям и мыслям. У учителей появляется потребность в защите и любви. Они боятся быть покинутыми и остерегаются опасностей, которые могут произойти в будущем.
Педагогическая деятельность может привести к необратимым последствиям для здоровья. Она способствует развитию различных психологических отклонений и нарушений. Особым фактором риска является усталость учителя. Ведь при сильной усталости появляются нарушения в организме, и понижается работоспособность. Также может возникнуть конфликт между профессиональными требованиями и индивидуальными способностями педагога.
Педагогическая деятельность не подходит для застенчивых, чувствительных и вспыльчивых людей. Ведь их очень легко вывести из себя или обидеть. Часто дети не понимают, что могут сильно ранить педагога своими словами или действиями. Они считают это игрой и развлечением, но у учителя остается неприятный осадок на душе, складываются тяжелые мысли, которые долго не покидают сознание. Педагог может начать очень сильно переживать по этому поводу, что отразится на его психическом состоянии и уравновешенности. Даже добрый человек после этого может стать злым, агрессивным, закрытым. Таким образом учителя теряют много сил и энергии, просто переживая из-за мелочей. Особенно опасно это для людей в пожилом возрасте. Педагогическая деятельность может привести к нервному срыву, неврозу, депрессии. Но она дарит общение с детьми, возможность научить их чему-то полезному, важному и нужному.