Основные вопросы педагогической психологии
Обучение – это целенаправленный, организованный, систематический процесс по овладению и усвоению учащимися знаний и новых способов деятельности.
Вопросами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания занимается педагогическая психология, рассматривая их со стороны ученика и со стороны педагога.
Основными вопросами исследования психологии обучения являются не только вопросы закономерностей усвоения знаний, формирования у учащихся самостоятельного творческого мышления, но и вопросы доступности учебного материала, психологической эффективности методов обучения, психологических требований к учебникам.
В поле зрения педагогической психологии находятся и изменения в психике учащихся, происходящие под влиянием обучения.
Развиваясь, ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, а передает ему этот опыт обучение.
В психическом развитии роль обучения проявляется в овладении ребенком новыми действиями – сначала под руководством взрослого человека, а потом и самостоятельно.
Разница между тем, что ребенок делал с помощью взрослого и тем, что стал делать самостоятельно, получила название зоны ближайшего развития ребенка (ЗБР), которая является важным показателем обучаемости.
То, что ребенок способен делать сегодня – это актуальный уровень развития, который определяется с помощью наблюдения и тестовых методик, а перспективы развития – это потенциальный уровень.
Обучение должно в каждом возрасте давать то, что обеспечивает полный путь психического развития. Повышенная избирательная восприимчивость к разным видам обучения характерна для каждого отдельного возраста.
Выделяют сензитивный период, когда обучающие воздействия на ход психического развития оказывают очень сильное влияние.
Выделяют период очень быстрого и интенсивного развития, характерного для дошкольного возраста. В дальнейшем его темп замедляется.
Важную часть педагогической психологии занимает психология воспитания.
Воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, при котором сознательно осуществляется стимулирование разнообразной деятельности по формированию личности.
Человек за короткий период времени усваивает культуру предыдущих поколений, их опыт и становится способным этот опыт преумножать.
Оба процесса – обучение и воспитание – между собой тесно связаны и находятся в единстве.
Различием между обучением и воспитанием является то, что в обучении акцент делается на усвоение знаний и способов деятельности, а воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного к ним отношения.
Под влиянием обучения и в процессе обучения складывается личность ребенка, его нравственный облик, волевые качества, характер.
В процессе правильного обучения происходит становление личности, её духовного роста.
В педагогической психологии в процесс обучения через содержание, его формы и методы органично включается воспитание.
Психологические проблемы традиционного обучения
В системе российского образования до настоящего времени продолжаются значительные преобразования, государственные и иные реформы.
В школьном образовании существуют экспериментальные, авторские, инновационные разработки.
До недавнего времени массовым и широко распространенным было традиционное обучение, многие принципы которого и сегодня заслуживают сохранения и поддержания.
Характерные для него психологические проблемы являются классическими и всегда актуальными.
Одна из этих проблем связана с недостаточной активностью учащихся в процессе обучения.
Организация эффективной деятельности учащихся на уроке является задачей педагога. И учитель, и ученики на уроке должны работать в тесном содружестве и продуктивно. Добиться этого можно созданием целой системы обучения, при которой ученик не сможет в принципе быть неактивным.
Второй психологической проблемой традиционного обучения является объяснительно-иллюстративный характер. При использовании этого метода из работы учащихся исключается мышление, ученики «разучиваются думать». Безусловно, объяснять и иллюстрировать необходимо, если это подчиняется одной цели – пониманию и усвоению существа изучаемых предметов.
Творчество в традиционной системе обучения занимало небольшое место или отсутствовало совсем, загружалась память ученика, а мышление не получало развития. Между тем, материал можно вызубрить, но ненадолго, а знания, полученные за счет зубрежки непрочны и неприменимы на практике.
Кроме этого ученик не подготовлен к формам работы для будущей профессиональной практики – быстро находить нужную информацию и использовать творческое решение в сложных ситуациях.
Для традиционной системы характерна низкая управляемость процесса и результата обучения, потому что учитель может проконтролировать не ход учебной деятельности, а какой-то конечный результат. Как любая система, традиционная тоже имеет свои недостатки
Рисунок 1. Недостатки традиционного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Неуправляемым моментом остается приобретение и наращивание знаний. Неизбежную трудность проблемы вызывает ориентировка обучения на «середняка», которых всегда бывает больше, но при этом «страдают» и сильные и слабые учащиеся.
Сегодня в общем среднем образовании страны остро стоит вопрос о необходимости и важности индивидуализации процесса обучения, необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Психологическая сущность программированного обучения
Суть этого обучения заключается в том, что учащиеся обучаются по заранее разработанной программе. Программа предусматривает действия педагога и ученика.
В основе программированного обучения лежит идея бихевиоризма –психологического направления, основателем которого является американский психолог Дж. Уотсон.
Поведение человека бихевиористы описывают схемой «стимул-реакция».
Внешнее воздействие порождает соответствующее поведение, т.е. вызывает реакцию, а это значит, что подбирая нужные стимулы можно управлять поведением и, следовательно, обучением.
Эту идею ввести в обучение предложил Б. Скиннер в 50-е годы XX века для эффективности управления учебным процессом.
Повысить эффективность управления процессом учения можно, используя достижения всех наук к нему относящихся.
Это, прежде всего, кибернетика – наука об общих законах управления, поэтому идея программированного обучения связана с достижениями кибернетики.
Основу программированного обучения составляют частные и общие дидактические принципы последовательности, систематичности, самостоятельности, доступности, которые реализуются при выполнении обучающей программы.
Программа представляет собой упорядоченную последовательность задач.
В определенной мере при программированном обучении реализуется индивидуальный подход.
Познавательная информация при данном подходе изучается определенными, логически завершенными дозами. Они доступны и удобны для целостного восприятия.
К основным формам программирования относятся:
- линейная,
- разветвленная,
- смешанная.
Научение при линейной форме программирования понимается как установление связей между стимулом и реакцией. Каждый правильный шаг обучения подкрепляется, что является сигналом к дальнейшему выполнению программы.
Разветвленное программирование имеет множественные и многократные выборы шага и ориентировано на уяснение учителем и учеником причин, которые могли вызвать ошибку. Данная форма программированного обучения требует значительного умственного усилия от ученика. Самоконтроль является подтверждением правильного ответа.
Смешанные программы программирования делятся на шаги, которые в зависимости от дидактической цели, возраста, логики учебного материала, имеют разный объем.