Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические проблемы обучения

Основные вопросы педагогической психологии

Определение 1

Обучение – это целенаправленный, организованный, систематический процесс по овладению и усвоению учащимися знаний и новых способов деятельности.

Вопросами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания занимается педагогическая психология, рассматривая их со стороны ученика и со стороны педагога.

Основными вопросами исследования психологии обучения являются не только вопросы закономерностей усвоения знаний, формирования у учащихся самостоятельного творческого мышления, но и вопросы доступности учебного материала, психологической эффективности методов обучения, психологических требований к учебникам.

В поле зрения педагогической психологии находятся и изменения в психике учащихся, происходящие под влиянием обучения.

Развиваясь, ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, а передает ему этот опыт обучение.

В психическом развитии роль обучения проявляется в овладении ребенком новыми действиями – сначала под руководством взрослого человека, а потом и самостоятельно.

Разница между тем, что ребенок делал с помощью взрослого и тем, что стал делать самостоятельно, получила название зоны ближайшего развития ребенка (ЗБР), которая является важным показателем обучаемости.

То, что ребенок способен делать сегодня – это актуальный уровень развития, который определяется с помощью наблюдения и тестовых методик, а перспективы развития – это потенциальный уровень.

Обучение должно в каждом возрасте давать то, что обеспечивает полный путь психического развития. Повышенная избирательная восприимчивость к разным видам обучения характерна для каждого отдельного возраста.

Выделяют сензитивный период, когда обучающие воздействия на ход психического развития оказывают очень сильное влияние.

Выделяют период очень быстрого и интенсивного развития, характерного для дошкольного возраста. В дальнейшем его темп замедляется.

«Психологические проблемы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Важную часть педагогической психологии занимает психология воспитания.

Определение 2

Воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, при котором сознательно осуществляется стимулирование разнообразной деятельности по формированию личности.

Человек за короткий период времени усваивает культуру предыдущих поколений, их опыт и становится способным этот опыт преумножать.

Оба процесса – обучение и воспитание – между собой тесно связаны и находятся в единстве.

Различием между обучением и воспитанием является то, что в обучении акцент делается на усвоение знаний и способов деятельности, а воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного к ним отношения.

Под влиянием обучения и в процессе обучения складывается личность ребенка, его нравственный облик, волевые качества, характер.

В процессе правильного обучения происходит становление личности, её духовного роста.

В педагогической психологии в процесс обучения через содержание, его формы и методы органично включается воспитание.

Психологические проблемы традиционного обучения

В системе российского образования до настоящего времени продолжаются значительные преобразования, государственные и иные реформы.

В школьном образовании существуют экспериментальные, авторские, инновационные разработки.

До недавнего времени массовым и широко распространенным было традиционное обучение, многие принципы которого и сегодня заслуживают сохранения и поддержания.

Характерные для него психологические проблемы являются классическими и всегда актуальными.

Одна из этих проблем связана с недостаточной активностью учащихся в процессе обучения.

Организация эффективной деятельности учащихся на уроке является задачей педагога. И учитель, и ученики на уроке должны работать в тесном содружестве и продуктивно. Добиться этого можно созданием целой системы обучения, при которой ученик не сможет в принципе быть неактивным.

Второй психологической проблемой традиционного обучения является объяснительно-иллюстративный характер. При использовании этого метода из работы учащихся исключается мышление, ученики «разучиваются думать». Безусловно, объяснять и иллюстрировать необходимо, если это подчиняется одной цели – пониманию и усвоению существа изучаемых предметов.

Творчество в традиционной системе обучения занимало небольшое место или отсутствовало совсем, загружалась память ученика, а мышление не получало развития. Между тем, материал можно вызубрить, но ненадолго, а знания, полученные за счет зубрежки непрочны и неприменимы на практике.

Кроме этого ученик не подготовлен к формам работы для будущей профессиональной практики – быстро находить нужную информацию и использовать творческое решение в сложных ситуациях.

Для традиционной системы характерна низкая управляемость процесса и результата обучения, потому что учитель может проконтролировать не ход учебной деятельности, а какой-то конечный результат. Как любая система, традиционная тоже имеет свои недостатки

Недостатки традиционного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Недостатки традиционного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Неуправляемым моментом остается приобретение и наращивание знаний. Неизбежную трудность проблемы вызывает ориентировка обучения на «середняка», которых всегда бывает больше, но при этом «страдают» и сильные и слабые учащиеся.

Замечание 1

Сегодня в общем среднем образовании страны остро стоит вопрос о необходимости и важности индивидуализации процесса обучения, необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Психологическая сущность программированного обучения

Суть этого обучения заключается в том, что учащиеся обучаются по заранее разработанной программе. Программа предусматривает действия педагога и ученика.

В основе программированного обучения лежит идея бихевиоризма –психологического направления, основателем которого является американский психолог Дж. Уотсон.

Замечание 2

Поведение человека бихевиористы описывают схемой «стимул-реакция».

Внешнее воздействие порождает соответствующее поведение, т.е. вызывает реакцию, а это значит, что подбирая нужные стимулы можно управлять поведением и, следовательно, обучением.

Эту идею ввести в обучение предложил Б. Скиннер в 50-е годы XX века для эффективности управления учебным процессом.

Повысить эффективность управления процессом учения можно, используя достижения всех наук к нему относящихся.

Это, прежде всего, кибернетика – наука об общих законах управления, поэтому идея программированного обучения связана с достижениями кибернетики.

Замечание 3

Основу программированного обучения составляют частные и общие дидактические принципы последовательности, систематичности, самостоятельности, доступности, которые реализуются при выполнении обучающей программы.

Программа представляет собой упорядоченную последовательность задач.

В определенной мере при программированном обучении реализуется индивидуальный подход.

Познавательная информация при данном подходе изучается определенными, логически завершенными дозами. Они доступны и удобны для целостного восприятия.

К основным формам программирования относятся:

  • линейная,
  • разветвленная,
  • смешанная.

Научение при линейной форме программирования понимается как установление связей между стимулом и реакцией. Каждый правильный шаг обучения подкрепляется, что является сигналом к дальнейшему выполнению программы.

Разветвленное программирование имеет множественные и многократные выборы шага и ориентировано на уяснение учителем и учеником причин, которые могли вызвать ошибку. Данная форма программированного обучения требует значительного умственного усилия от ученика. Самоконтроль является подтверждением правильного ответа.

Смешанные программы программирования делятся на шаги, которые в зависимости от дидактической цели, возраста, логики учебного материала, имеют разный объем.

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot