Коммуникации в психологии
Коммуникационный процесс — это процесс передачи информации и обмена ею. Можно дать научное определение понятия коммуникации.
Коммуникация — это своеобразная форма взаимодействия людей, которая осуществляется в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Данный процесс передачи информации очень важен. Он просто необходим при реализации человеческой деятельности. Но коммуникация имеет общественную природу, а человеческая деятельность — социальную. Поэтому можно говорить о том, что деятельность человека невозможна вне коммуникации. Коммуникация представляет собой очень важный элемент в жизни человека. Она связана с передачей какого-либо сообщения. Она влияет на взгляды, ориентиры, настроение собеседника. Построена коммуникация в основном на рациональной основе. К коммуникациям можно отнести различного рода деловую переписку, публичную и массовую коммуникацию, а также переговоры и многое другое.
Коммуникация и общение в психологии
Такие понятия как «коммуникация» и «общение» многие люди считают синонимами. Но это не совсем правильно, потому что между коммуникацией и общением есть разница. Все, что можно отнести к бытовому взаимодействию, считают общением. А все, что относится к профессиональному взаимодействию, называют коммуникацией.
Стоит отметить, что обычно общение не имеет никакой цели, оно носит спонтанный характер, у него нет никаких правил. А коммуникация осуществляется тогда, когда хотя бы один из участников имеет определенную цель. В таком случае люди, которых еще называют коммуникаторами, передают заранее заготовленную информацию.
Коммуникатор — это человек, который нацелен оказывать воздействие на собеседника, подбирая нужные и эффективные слова, интонации, чтобы получить необходимую реакцию или ответ.
Человек, который просто общается, не собирается оказывать влияние на своего собеседника. Он действует без цели. Он общается только из-за того, что ему нужно с кем-то поговорить. Чаще всего это обычные дружеские разговоры, в отличие от деловой коммуникации, в которой употребляются четкие и мотивирующие слова, фразы, выражения.
Все люди общаются, потому что у них есть в этом потребность или просто желание.
Общение отличается от коммуникации использованием манипуляций. При обычном общении манипуляция происходит стихийно, неосознанно. В процессе коммуникации манипулирование строго регламентируется. Например, при переговорах с конкурентами можно использовать такое воздействие, а при взаимодействии сотрудников манипуляции строго запрещены.
Иногда бывает так, что при разговоре один человек общается, а другой ведет коммуникацию. Когда психолог разговаривает со своим клиентом, то человек просто общается, а психолог ведет профессиональное общение. У психолога есть определенные правила и цели, которые он осознает. Но при таком профессиональном общении, в отличие от коммуникации, главными являются чувства, эмоции и переживания.
Психологические проблемы коммуникации
Коммуникации очень важны при формировании и развитии человеческой психики. Благодаря общению люди могут приобрести множество знаний, способностей и качеств. Именно с помощью коммуникаций человек смог стать цивилизованным и культурным.
Недостаток коммуникаций может привести к:
- одиночеству
- потери связи с окружающим миром
- депрессии
К психологическим проблемам коммуникации, которые основаны на недостатке доверительного общения, относят одиночество, которое представляет собой тяжелое ощущение неудовлетворенности, отъединенности от общества.
Человеческое общение представляет собой пирамиду, в которой четыре грани:
- обмен информацией
- взаимодействие с окружающими людьми
- процесс познания других людей
- переживания состояния, которое возникло в процессе общения (радость, удовлетворенность, злость, обида)
Трудности в коммуникации могут быть различными. Но чаще всего психологическими проблемами коммуникации бывают неумение общаться и неуверенность в себе. Такие коммуникативные трудности могут быть вызваны низкой самооценкой, постоянным одиночеством, стеснением, депрессией, замкнутостью.
Когда коммуникативные трудности проявляются длительное время, они начинают закрепляться. В такие моменты человек понимает, что он неумелый в общении, но не пытается что-либо предпринять или изменить. В результате этого формируется неуверенная в себе личность, которая обладает низкой самооценкой. При этом развиваются не только коммуникативные трудности, а еще и психологическая защита от них. Некоторые люди, которые боятся и не могут долго общаться с окружающими, стараются это делать с помощью интернета. Но ведь человек, который ведет коммуникацию только через интернет, еще больше отвыкает от реального общения и закрывается в себе. Люди боятся, что в реальной жизни они не смогут правильно вести диалог. Они просто не знают, как нужно это делать. Застенчивые люди боятся, что их могут опозорить или не понять. Человек, который обладает низкой самооценкой, считает, что большинство людей лучше него, поэтому общаться с ними неудобно. Многие люди, когда осознают свои проблемы, обращаются за помощью к психологу.
Главные темы на психологической консультации по поводу коммуникативных проблем:
- Человек не знает, о чем ему говорить в процессе общения
- Человек не знает, как ему завести друзей или девушку
- Человек не умеет защищать себя, отстаивать свою позиции в конфликте или спорной ситуации
Очень часто у людей бывают такие проблемы коммуникации как эгоистичность, отсутствие желания понять собеседника, отсутствие интереса к нему. Бывает так, что человек начинает разговаривать с другими людьми, но не обращает внимание на то, в каком состоянии и настроении находятся эти люди. Также люди иногда не замечают, интересна ли обсуждаемая тема другому человеку, но ведь хорошее и эффективное общение может быть только тогда, когда люди будут учитывать настроение визави и считаться с мнением своего собеседника.