Характеристика дошкольника
Психологические проблемы дошкольников – это осложнение психического развития ребенка, оказывающее негативное влияние на его социально-психологическую адаптацию.
В раннем возрасте межличностные отношения дошкольника сводятся к узкому семейному кругу. Затем, поступив в дошкольное учреждение, ребенок начинает осваивать сферу общения со сверстниками. При этом, отношения с родителями сохраняются в качестве наиболее значимых отношений.
В детском учреждении кроме сверстников во взаимоотношения включается воспитатель.
В дошкольном возрасте вместе с познавательным и личностным развитием идет качественное изменение прежних связей. Происходит перестройка отношений между ребенком и родителями, перестраивается взаимодействие с другими членами семьи.
По сравнению с ранним детством, принципиально иной становится сфера деятельности – дошкольник осваивает сюжетно-ролевую игру, рисование, конструирование и др.
В общении дошкольник осваивает более сложные формы деятельности– внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, постепенно складывается целая система новообразований, которые в онтогенетическом процессе имеют фундаментальное значение.
В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, восприятие, закладываются общие основы познавательных способностей. В этот период есть уникальные возможности для развития функции и воображения, которые являются основой творческой активности.
В личностной сфере идет формирование структуры мотивов и потребностей, самооценки, элементов волевой регуляции поведения, усваиваются нравственные его нормы.
Дошкольники в возрасте 3-4 лет переходят от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, в словарном запасе имеют более 1000 слов, имеют непроизвольный характер внимания и памяти.
У старших дошкольников активизируются творческие способности, внимание и память становятся произвольными. У них более стабильны эмоциональные реакции, формируется совесть, чувство долга, твердо усваиваются правила поведения в обществе.
Старшие дошкольники уже имеют понятие о добре и зле, дружбе и любви. Их психологические особенности характеризуются развитием познавательных интересов, которые выходят на первый план.
Детей старшего дошкольного возраста называют маленькими «почемучками», желающими понять устройство мира. Взрослым важно поддержать эту любознательность, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в любовь к знаниям и интерес к учебе.
В дошкольном возрасте закладываются и серьезные будущие проблемы. Совершенно справедливо в этом плане замечание А.В. Запорожца о том, что если эмоциональные и интеллектуальные качества в раннем детстве не получают должного развития, то в дальнейшем преодолеть эти недостатки дело трудное, а иногда и невозможное.
Психологические проблемы дошкольников
Развитие ребенка в дошкольном возрасте идет очень быстро, круг его интересов становится шире и растет с каждым днем.
Изменения происходят не только на физическом уровне, но и на психологическом, эмоциональном, интеллектуальном. Маленький человек учится взаимодействовать с окружающим его миром, становится личностью.
Однако данный этап развития сопровождается трудностями, потому что психика ребенка к глобальным переменам ещё не готова, а это приводит к психологическим проблемам и проблемам со здоровьем.
Психологическое развитие дошкольника имеет свою специфику:
- идет быстрое творческое развитие;
- усложняются способности восприятия информации;
- происходит осознанное личностное становление;
- развивается речь, моторика, координация;
- развивается рациональное мышление, способность делать выводы;
- устанавливаются доверительные отношения с родителями;
- формируется понимание своих желаний, целеустремленности;
- проявляется интерес к новому.
В дошкольном возрасте психологические проблемы не ограничиваются отклонением поведения от нормы.
На основании проведенных исследований, была принята классификация психологических проблем, возникающих у дошкольников, в связи с ней специалисты выделяют ещё целый ряд проблем:
- проблемы интеллектуального развития – неумение концентрироваться и усваивать материал;
- эмоциональные проблемы – повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий;
- поведенческие проблемы – грубость, агрессия, обман;
- проблемы неврологического характера – потеря аппетита, расстройство сна, быстрая утомляемость, нервные движения;
- проблемы общения – стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, попытка быть лидером.
Психологи считают, что любая из этих проблем в будущем может стать причиной психических нарушений. Важно вовремя выявить эти причины и найти способы их устранения.
Так, например, причиной обмана могут быть различные факторы, включая авторитарный стиль воспитания, недоверие. Причина неподчинения взрослым связана с поиском своего «Я».
При некорректном общении родителей с ребенком – это может быть унижение, сравнение с чужими детьми, критические замечания – нарушается его самооценка.
У малыша, если от него очень многого ждут, может появиться тревога, чувство страха за неспособность оправдать надежды родителей.
Все психологические нарушения легче предупредить, нежели потом исправлять. Для этого ребенка надо просто любить, общаться с ним на равных, заботиться о нем, уважать его мнение, играть с ним. Чтобы маленький человек чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался в современном мире и решал, свойственные его возрасту задачи, ему важно иметь о себе положительное представление.
Психологические проблемы в области взаимоотношений
В связи с возрастными или индивидуально-психологическими особенностями многие дошкольники испытывают определенные трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми.
В кризисный период – это возраст 3 года, некоторые дети непослушны, упрямы, неусидчивы, робки, имеют непроизвольное поведение, что вызывает определенную эмоциональную напряженность и недовольство родителей, а иногда и взаимное раздражение.
Основная причина заключается в сознательном игнорировании или незнании родителями возрастных норм и важных условий развития ребенка.
Стремясь добиться опережающего развития и превосходства своего ребенка над другими детьми, родители завышают требования к ребенку.
Неумелое форсирование умственного развития приводит к перенапряжению психологических и физиологических резервов организма маленького человека.
Очень часто современные дети страдают от дефицита общения и совместной деятельности с родителями. Подобная ситуация провоцирует проявление бессознательного протеста, вызывает у дошкольника непослушание, негативизм, капризность.
Жалобы родителей на невнимательность, импульсивность, непоседливость детей младшего и среднего дошкольного возраста могут возникать в результате завышенных и необоснованных требований к возрастным особенностям либо по поводу серьезных проблем, среди которых может быть задержка умственного или общего психического развития.
При данных проблемах страдает регуляторная сторона поведения и деятельности ребенка.
Неадекватные требования родителей, предъявляемые детям, объясняются не только их неосведомленностью относительно возрастных норм развития, значительно чаще они бывают связаны с личностными проблемами самих родителей.
Жалобы на своего ребенка, порой неадекватные, характерны для родителей, склонных к авторитарности, эгоцентризму, неудовлетворенных собой и проецирующих нереализованность своих желаний на ребенка.
Подобная ситуация говорит о неблагополучии детско-родительских отношений и в целом обстановки в семье.
Дисгармония в отношениях родителей и ребенка может возникнуть в результате различия их темпераментов, поэтому данный факт должен учитываться взрослыми людьми.
Острую точку во взаимоотношениях родителей и ребенка дошкольника составляет проявление его самостоятельности, которую родители воспринимают часто неверно.
«Я сам» воспринимается родителями как желание «делать всё по-своему» и часто пресекается взрослыми, поэтому данные возрастные нормальные особенности ребенка могут трансформироваться и принять форму непослушания и каприза.
Таким образом, индивидуальный и своевременный психологический анализ взаимоотношений между родителями и ребенком-дошкольником является единственным путем оказания эффективной помощи.