Понятие привязанности
Привязанность — это эмоциональная связь с другими людьми. Психологом Джоном Боулби впервые была описана эта категория в качестве устойчивой психологической связи между людьми.
Ученый полагал, что самые ранние связи детей с теми, кто проявляет о них заботу, обладают большим влиянием, которое продолжается в течение всей жизни. Боулби предполагал, что привязанность необходима для того, чтобы в раннем возрасте удерживать детей около матери, что увеличит их шансы на выживание.
Центральная концепция теории привязанности состоит в том положении, что те люди, которые изначально ухаживает за малышом, реагируя на его потребности и удовлетворяя их, дают возможность маленькому человеку почувствовать себя в безопасности. Он должен знать, что тот или иной взрослый человек надёжен, что позволяет ему в последующем безопасно познавать мир.
Учеными было обнаружено то, что стили привязанности, которые были сформированы у ребенка в самом начале жизни, способны привести к нескольким последствиям, так, дети, у которых в младенчестве сформировалась надёжная привязанность, наделены более развитым чувством собственного достоинства. Они могут лучше обеспечивать себя по мере взросления, стремясь к большей независимости и успешно выстраивая социальные отношения.
Характеристика типов привязанности
Существует несколько типов (стилей) привязанности:
- Надежная привязанность,
- Тревожно-амбивалентная привязанность,
- Избегающий стиль,
- Дезорганизованный стиль.
Надёжная привязанность отличается стрессовым состоянием, которое возникает у ребёнка при исчезновении из его поля зрения взрослого человека, воспитывающего его. Для этого случая характерна и радость, когда человек возвращается. Такой ребенок может чувствовать себя в безопасности и может полагаться на взрослых. Когда взрослые уходят, он может расстраиваться, но как только они возвращаются, малыш чувствует себя уверенно.
После испуга, дети с этим стилем привязанности станут искать утешение как раз у взрослого человека. Такой ребенок знает, что его родители способны обеспечить ему комфорт и уверенность при необходимости.
Дети, которые имеют тревожно-амбивалентный стиль привязанности, чаще всего очень огорчаются, когда их оставляют взрослые. Данная привязанность встречается довольно редко. В соответствии с американскими исследованиями ей подвержено около 7 – 15 % детей.
Исследования ученых показали, что двойственный по своей природе, амбивалентный стиль представляет собой результат плохой материнской поддержки. Такой ребенок не может положиться на свою мать, так как не уверен, что взрослый человек будет рядом, когда в нем возникнет нужда.
Избегающий стиль привязанности характерен для детей, которые стараются избегать родителей (опекунов). Такой ребенок не оказал бы предпочтения своему родителю перед совершенно незнакомыми людьми, если бы ему предложили такой выбор. Ученые доказали, что данная привязанность может являться итогом оскорбительного отношения одного из взрослых людей.
Ребенок с дезорганизованным стилем привязанности часто показывает запутанное сочетание моделей поведения. Такие дети могут казаться дезориентированными, ошеломленными, сконфуженными. Они чаще всего избегают взрослых или противостоят им.
Некоторые исследователи полагают, что отсутствие четкого стиля привязанности, в первую очередь, связано с недопустимым поведением родителей. В такой ситуации взрослые могут выступать как источником комфорта, так и источником страха.
Этапы становления привязанности
Исследователи Р. Шэффер и П. Эмерсон в своём лонгитюдном исследовании провели анализ привязанность по мере того, как происходит ее формирование у детей. Было проведено наблюдение 60 младенцев в течение первого года жизни. Проверка происходила каждые 4 недели, а затем ещё раз в возрасте 18 месяцев.
Если опираться на наблюдения этих ученых, то привязанность проходит 4 стадии:
- Предварительная стадия, происходящая от рождения до 3 месяцев. Ребенок не проявляет особенной привязанности к кому-либо из тех, кто о нем заботится. Сигналами могут быть плач и беспокойное поведение. Они привлекают внимание взрослых людей, при этом положительная реакция ребёнка на заботу заставляет их оставаться с ним и дальше.
- Стадия недифференцированной привязанности, которая происходит до 7 месяцев. В этом случае дети отдают предпочтение первичному и вторичному опекуну. Во время этой стадии у ребенка развивается чувство доверия, при этом он осознает то, что взрослый будет реагировать на его потребности. Несмотря на то, что ребенок все ещё принимает уход от другого человека, по мере приближения к этому возрасту малыш начинает гораздо лучше различать знакомых и незнакомых людей. Самым положительным образом проявляется реакция на первичного опекуна.
- Этап дифференцированной привязанности, который начинается примерно с семи месяцев и длится до одиннадцати. Здесь ребенок может проявлять сильную привязанность к одному человеку. Он может начать протестовать, если его разлучить с особым опекуном (так называемый страх сепарации).
- Этап множественной привязанности, наступающий примерно через 9 месяцев после рождения. Ребенок начинает формировать прочные эмоциональные связи с другими опекунами. Это происходит уже за рамками первичной привязанности (например, с отцом, старшим братом или сестрой, бабушкой или дедушкой).
Процесс становления привязанности на первый взгляд очень прост. Тем не менее, есть большое число факторов, способных повлиять на то, как и когда будет создана привязанность.
Во-первых, необходимо помнить о самой возможности для привязанности. Ребенок, о котором некому заботиться (воспитанник детского дома), может, например, так и не сформировать чувство доверия, которое требуется для образования привязанности.
Еще один важный фактор представлен качеством ухода. Если взрослые быстро и последовательно проявляют реакцию на потребности ребенка, то последний понимает, что может положиться на людей, несущих ответственность за заботу о нем.