Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности проявления привязанности старшего дошкольника к родителям в зависимости от типа семейной структуры

Все предметы / Психология / Особенности проявления привязанности старшего дошкольника к родителям в зависимости от типа семейной структуры

Детская привязанность как основа личности

Определение 1

Привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, в основе которой лежит удовлетворение потребностей ребенка в безопасности и любви со стороны взрослых.

Детскую привязанность изучал английский психиатр и психоаналитик Дж. Боулби. Возникает детская привязанность сразу после рождения и имеет главную функцию – выживание младенца.

Источником детской привязанности является гормон окситоцин, выделение которого у женщин происходит ещё во время беременности. Концентрация этого гормона в крови ребенка и матери после рождения максимальная. В результате обеспечивается обоюдная нежность и привязанность, получившая название материнского инстинкта. Мать не будет испытывать нежности и привязанности к ребенку, если окситоцина недостаточно. Причиной может быть гормональный дисбаланс.

Мама в первые месяцы жизни ребенка является источником безопасности и спокойствия, а позже доверие к матери распространяется на доверие ко всему миру. Потребность ребенка в безопасности останется неудовлетворенной, если отсутствует визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой.

Привязанность ребенка может возникнуть не только к маме, но и к тому взрослому человеку, который постоянно удовлетворяет его потребности в безопасности и близости.

Привязанность с возрастом ребенка или укрепляется или разрывается. Специалисты называют четыре вида привязанности:

  1. привязанность надежная возникает, когда ребенок на расставание с мамой очень бурно реагирует плачем и радуется после её возвращения;
  2. привязанность ненадежная – на расставание ребенок реагирует очень слабо, на возвращение мамы реагирует обидой и не дает брать себя на руки;
  3. привязанность надежно-амбивалентная, при которой ребенок впадает в истерику при расставании и даже после возвращения мамы долго не может успокоиться, проявляя при этом агрессию;
  4. привязанность ненадежно-дезорганизованная – в поведении ребенка наблюдается неопределенность, он может бежать маме навстречу и внезапно остановиться, его действия неточные и замирающие.

Готовые работы на аналогичную тему

Благодаря детской привязанности ребенок воспроизводит в памяти образ человека, значимого для него и обращается к этому образу при разлуке.

Нарушения привязанности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Нарушения привязанности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Привязанность детей формируется в первый год жизни, поэтому специалисты не рекомендуют до этого времени разлучать ребенка с мамой и отдавать его в ясли.

Привязанность помогает ребенку усваивать нормы социального взаимодействия, учит сотрудничеству, уважению, пониманию, любви и дружбе.

Замечание 1

Опасными могут быть как недостаток привязанности, так и её избыток. При недостатке привязанности ребенок чувствует себя ненужным, а при её избытке растет несамостоятельным.

Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями

В построении детско-родительского взаимодействия активной стороной является родитель, поскольку он целенаправленно организует это взаимодействие. Важным моментом здесь являются условия, принимаемые во внимание при построении взаимодействия.

Специалистов в этом случае интересует ориентация родителя на состояние ребенка, учет этого состояния. Исследования, проведенные Д. Баумриндом, позволили выделить три типа детей, характер которых соответствовал методам воспитательной работы их родителей.

Первый тип родителей – это авторитетные родители, у которых, как правило, общительные, инициативные, добрые дети. Авторитетными являются родители, любящие и понимающие детей. Вместо наказания они предпочитают объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. Этот тип родителей старается помочь ребенку, требуя от него осмысленного поведения и чутко относящиеся к запросам ребенка. С другой стороны эти родители проявляют твердость в отношении детских капризов и немотивированного поведения. Дети, вырастающие у таких родителей, любознательны, имеют свою точку зрения, ответственны. Они имеют развитое чувство собственного достоинства и самоконтроль, а со сверстниками легче налаживают хорошие отношения.

Второй тип родителей – авторитарные, считающие, что ребенок не должен иметь много прав и свобод, ребенок должен подчиняться их воле и авторитету. В воспитательной практике этот тип родителей стремится выработать дисциплинированность ребенка, не оставляет ему выбор вариантов поведения и ограничивает его самостоятельность. Свои требования эти родители не обосновывают и используют жесткий контроль над поведением ребенка с частыми физическими наказаниями. Душевная близость с детьми и похвалы исключаются, в результате между ребенком и родителями редко возникает чувство привязанности. Положительного результата этот жесткий контроль дает очень редко, у ребенка развивается чувство вины и страха перед наказанием. Ребенок авторитарных родителей контакты со сверстниками устанавливает с большим трудом, он постоянно насторожен к окружающим и даже враждебен.

Третий тип родителей – снисходительные, не склонные контролировать своих детей. Они не требуют от ребенка ответственности и самоконтроля, разрешают им поступать так, как заблагорассудится. Ребенок таких родителей делает всё, что захочет, поэтому его поведение часто становится неуправляемым. Родители в таких случаях отчаиваются и реагируют резко и грубо – высмеивают ребенка и могут применить физическое наказание. Ребенок лишается любви родителей, их внимания и сочувствия.

Когда ребенок при недоброжелательном отношении к себе ищет хоть какие-то признания и понимание и не находит их, он проявляет агрессию. Как чрезмерная любовь окружающих, так и чрезмерно высокие требования вселяют в ребенка чувство вины, тревожности и страха.

Особенности личности родителей

Работа с семьями и анализ экспериментальных данных дали возможность А.Я. Варге описать структуру отношения родителей к ребенку.

Данная структура представлена такими компонентами, как:

  • принятие – отвержение ребенка;
  • межличностная дистанция ребенка и родителя;
  • направления родительского контроля и его формы;
  • желательное для родителя поведение ребенка.

Все эти образующие содержат эмоциональный, поведенческий, когнитивный компоненты. Автор считает, что эмоциональный компонент родительского отношения – симпатия-антипатия, уважение-неуважение по своему содержанию являются очень разнообразными и имеют зависимость от времени и ситуации.

Анализируя литературу, она выделила особенности личности родителей, которые на развитие ребенка оказывают патогенное влияние. Прежде всего, это дезинтеграция, что проявляется во внутренней конфликтности, низкой степени самопринятия. Как правило, это невротическая структура личности в сфере самовосприятия. Показателями дезинтеграции личности является отсутствие внутреннего единства, чувство вины, беспокойство, повышенная тревожность.

Конструктивным образом подобный кризис не преодолевается, а сопровождается компенсаторным реагированием. Для матери таким источником выступает ребенок.

Собственные качества – негативизм, агрессивность, протестные реакции, родители проецируют на ребенка.

Второй тип семьи был описан А.С. Спиваковской – это «семья-театр», где в семейные игры вовлекается ребенок. Отношения родителей к ребенку демонстративны и театральны, как на сцене. Любовь и забота демонстрируются при посторонних, а на самом деле ребенок не нужен. Контакт с ребенком в такой семье приобретает форму удовлетворения его материальных запросов.

«Семья-санаторий» – её созданию способствует один из супругов, имеющий трудности в контактах. На пути приобретения нового опыта в семье создается специфический барьер, подобная защита ведет к определенному стилю отношения к ребенку. Когда мать играет роль больной, то семья превращается в санаторий для неё и дети играют роль медперсонала. Их рано привлекают к выполнению домашней работы, они лишены любви матери, становятся тревожными. Подчеркивая свое недомогание, мать стремится удержать ребенка в семье, жестко контролирует его, чрезмерно защищает от мнимых и реальных опасностей. Внесемейные ценности и друзья ребенка дискредитируются.

У некоторых родителей трудности в отношениях вызваны нарушением самоконтроля.

Данные, полученные А.И. Захаровым, показывают, что матери, страдающие неврозами не стабильны в эмоциональном плане, они часто взвинчены и нетерпеливы. Для того чтобы снять нервное напряжение они начинают конфликтовать с ребенком, который может происходить экспрессивным и импрессивным путем.

Если экспрессия сопровождается криком и физическим наказанием, то импрессия – это путь внутреннего переживания и напряжение воздействует на ребенка в течение длительного времени.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис