Понятие теста Амтхауэра
Тест Амтхайэра – это тест, предназначенный для изучения структуры интеллекта личности.
Данный тест можно применять к людям, достигшим возраста 12 лет. Наиболее часто его используют для тестирования людей, возраст которых не достиг 40 лет. Это объясняется тем, что он должен быть выполнен в течение ограниченного периода времени и люди, которые младше и старше указанного возраста, могут не успеть пройти его полностью.
Существует 3 основных модификации теста Амтхауэра:
- Эстонские психологи Коэметс и Лийметс в 1970 году перевели и адаптировали данный тест.
- Еще один вариант был разработан под руководством Черны в Братиславе и включал две параллельные формы. Отличием его первого варианта от второго было содержание четвертого субтеста;
- В Ярославском государственном университете был разработан третий русскоязычный вариант теста Амтхауэра, который представлен одной формой и является наиболее распространенным в нашей стране.
Состав теста Амтхауэра
Тест содержит 9 субтестов. Каждый субтест включает в себя 20 заданий. Исключение составляет четвертый, содержащий всего 16 заданий. Таким образом, в результате человек, который проходит тест Амтхауэра, выполняет 176 заданий. При этом приводится подробный инструктаж перед выполнением каждого субтеста. В инструкции отражены примеры решения заданий.
Отдельные субтесты можно объединить в следующие комплексы:
- Вербальные субтесты (с 1-го по 4-ый) – на их прохождение дается в общем 30 минут;
- Математические субтесты (5-ый и 6-ой) – подразумевается, что данные тесты нужно выполнить за 30 минут;
- Конструктивные субтесты (7-ой и 8-ой) – они должны быть решены за 15 минут.
Помимо этого, можно выделить тесты, связанные с теоретическими способностями (2-ой и 4-ый), и комплексы практических заданий (1-ый и 3-ий).
Таким образом, тест Амтхауэра позволяет выявить интеллектуальный уровень человека, структуру его интеллекта, математическую одаренность, различные способности (теоретические, практические, конструктивные) и т.д. Помимо этого, с помощью данного теста можно интерпретировать результаты по каждому виду интеллекта и дать им общую оценку.
Интерпретация результатов теста Амтхауэра
Для успешного выполнения субтеста, связанного с «осведомленностью», необходимо наличие соответствующего запаса знаний из различных наук. Например, истории, географии, биологии и т.д. Основная задача данного субтеста заключается в развитии у человека, проходящего тест, заинтересованности в нем. То есть после прохождения данного субтеста испытуемый должен захотеть выполнить остальные.
Субтест, включающий задания на «исключение лишнего», состоит из заданий, где из пяти имеющихся слов нужно выбрать одно. Главный критерий выбора – это слово менее всего по смыслу связано с остальными. Трудность заключается в том, чтобы понять сходные и различные признаки между сравниваемыми предметами. Иными словами, этот субтест необходим, чтобы изучить аналитико-синтетические способности человека. В результате можно понять может ли испытуемый выделить общие признаки, сравнить их и т.д.
Субтест, связанный с «поиском аналога», базируется на установлении связи между имеющейся парой слов. В этом случае испытуемый должен подобрать одно из пяти слов так, чтобы связь между ними была аналогична образцу. Для этого человек должен быть сообразительным.
Субтест, предполагающий «определение общего», связан с предоставлением испытуемому возможности определить общее между двумя словами. Необходимо отметить, что если человек приводит несущественные признаки в качестве общих, ему будет начислено меньшее количество баллов. Данный субтест необходим, чтоб выявить насколько у человека развито абстрагирование, большой ли у него словарный запас. Окружение испытуемого может оказывать большее влияние на результаты данного субтеста.
Следующий субтест связан с «запоминание» ряда слов, чтобы затем ответить на определенные вопросы. В данном тесте подразумевается наличие двух этапов – заучивания и воспроизведения. Результаты этого субтеста дают возможность оценить уровень развития кратковременной памяти. Однако он никак не связан с памятью человека в целом, так как ее отдельные виды не зависят друг от друга.
«Арифметический» субтест подразумевается выполнение счетных задач, успешное решение которых говорит о том, что испытуемый обладает высоким уровнем способностей к логическому умозаключению, аналитическими способностями и т.д. Помимо этого, так как человек должен выявить математические отношения и функциональные зависимости между ними, он должен обладать и синтетическими способностями.
Субтест «определение закономерностей» позволяет выявить у человека уровень аналитико-синтетических способностей, так как подразумевает выполнение заданий, большая часть которых состоит их операций сравнения.
Субтест, носящий название «геометрическое сложение», состоит из заданий, где человек должен выявить, какую фигуру из предложенных можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Таким образом, если испытуемый получает высокие баллы по данному тесту, он может стать успешным в технической деятельности. Однако следует учитывать, что, помимо аналитико-синтетических способностей, выполнение данного субтеста подразумевает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур. Иными словами, для прохождения данного теста у человека должен быть развит линейный глазомер.
Субтест «пространственное воображение» связан с выявлением кубика, который предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Данный субтест, как и предыдущий, позволяет диагностировать у человека способность к оперированию пространственными представлениями. Однако в этом случае предъявляются более высокие требования к развитию пространственного мышления. Следует отметить, тот факт, что высокий показатель по субтесту «геометрическое сложение» не говорит о том, что по данному тесту испытуемый получит столь же высокие баллы. Большинство испытуемых получает довольно низкие показатели по пространственному воображению.