Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория отражения от Аристотеля до И.С. Павлова

Теория отражения

Определение 1

Отражение – это основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма.

Теория <a href=отражения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Теория отражения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В рамках этой концепции познание и сознание понимаются в качестве отражения, воспроизведения характеристик предметов, которые существуют независимо от сознания субъекта, существуют объективно – реально.

Свойством отражения обладает вся материя, основными формами которого является физическое, физиологическое, психическое отражение.

Научная психология объясняет психику как проявление работы мозга, в основе работы которого лежит рефлекс. В переводе с латинского языка «рефлекс» – отражение – ответ организма, возникающий на раздражение внешней среды или внутренних органов.

Все акты осознанной и неосознанной психической жизни происходят по способу рефлекса, в них выделяют четыре звена:

  1. начальное звено, связанное с внешним или внутренним раздражением, которое рецепторы превращают в процесс нервного возбуждения и передают его в виде соответствующей информации в мозг человека;
  2. центральное звено, в ходе которого идут процессы возбуждения и торможения в мозге, а результатом являются психические процессы, например, чувства, мысли, которые перерабатывают информацию сообщений в командную;
  3. двигательное звено, в ходе которого по командам мозга происходит внешнее движение органов тела;
  4. звено обратной информации действует как сигналы обратной связи – это сигналы двигающихся органов тела, поступающие в кору мозга и свидетельствующие о ходе их движения.
«Теория отражения от Аристотеля до И.С. Павлова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Обратная связь является механизмом учета разницы между действием и результатом.

Рефлекс, как замкнутое кольцо, может потребовать уточнения движений органов тела. Когда у человека нет возможности ощущать движение и положение, то он данным органом не может произвести точных движений. Не чувствуя в пространстве положения своего тела, человек не может ни стоять, ни сидеть.

Человек и животные имеют два вида рефлексов – условные и безусловные. Условные рефлексы, из которых складывается высшая нервная деятельность, относятся к временным и, если они не повторяются, то угасают. Безусловные рефлексы являются врожденными и представляют собой ответы организма на раздражители.

Все животные, как и человек, постоянно взаимодействуют с окружающей средой, но происходит оно в разных формах. Простейшим организмам свойственна простейшая форма отражения среды – раздражимость. У человека раздражимость приняла высшую форму – это сознание, для которого высшей формой является самосознание.

Отображение невозможно без отображаемого, которое существует независимо от отображающего. Человек, обладая сознанием активно отражает окружающий мир, оказывает воздействие на внешнюю среду, познает действительность. Через внутренний мир человека, через его психику происходит преломление внешнего.

Сравнительно недавно был открыт особый вид отражения – опережающее отражение как предвосхищение каких-либо сигналов. Например, животным это дает возможность заранее приготовиться к зимнему сезону.

Человек, без опережающего отражения, не в состоянии последовательно выполнять намеченные действия.

Сознание – высшая форма отражения

Замечание 1

Сознание, если рассматривать его с точки зрения современной науки является высшей формой психического отражения окружающего мира, характерной лишь для человека.

Сознание связано с трудом и речью, его функция заключается в формировании целей деятельности, в мысленном построении действий и предвидении результатов, а это обеспечивает разумное регулирование поведения.

Отношение к другим людям и к окружающей среде включается в сознание человека. Свойствами сознания являются построение отношений, познание, переживание, мышление, эмоции.

Основная функция мышления заключается в выявлении объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основная функция эмоций связана с формированием субъективного отношения человека к явлениям, предметам, людям.

Данные формы и виды отношений синтезируются в структурах сознания и определяют организацию поведения, глубинные процессы самосознания и самооценки.

Образ и мысль, существуя в едином потоке сознания и окрашиваясь эмоциями, становятся переживанием. Психологи выделяют бытийное сознание, включающее биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы и рефлективное сознание, включающие значение и смысл.

Значение – это содержание общественного сознания, которое усваивает человек – это могут быть предметные, вербальные, житейские, научные значения.

Суть смысла заключается в субъективном понимании и отношение к той или иной информации, ситуации.

Сознание рождается и присутствует в производственном мире, предметно-практической деятельности, в мире представлений, воображений культурных знаков и символов которые соотносятся с биодинамической тканью движения и действия и с чувственной тканью.

Замечание 2

Сознание имеет свой эпицентр, которым является собственное «Я». Сознание рождается, отражает, творит бытие.

Для сознания характерны отражательная, творчески-креативная, регулятивно-оценочная, рефлексивная функции, причем рефлексивная функция является основной, характеризующей его сущность.

Объектом рефлексии может быть отражение мира, мышление о мире, способы регуляции поведения человека, сам процесс рефлексии, свое личное сознание.

Истоки и начала рефлексивного слоя находятся в бытийном слое, поскольку значение и смыслы рождаются в нем. Значение, выраженное в слове, содержит образ, осмысленное и предметное действие.

Мотивы и результаты поступков человека доступными делает функция самосознания, дающая возможность оценить себя и понять каков он на самом деле.

При осознании своей индивидуальности и благодаря этому, возникает защитная функция, суть которой заключается в защите индивидуальности от угрозы её нивелирования.

Важным и значимым для самосознания является умение поддерживать себя в трудных состояниях и оставаться самим собой.

Сущность сознания

Как познание вообще возможно и что является условием его осуществимости – это основная проблема классики, для которой характерно понимание проблемы сознания как проблемы отношения Я-не-Я.

Здесь «Я» противопоставляет себя не-Я и не знает об этом противопоставлении.

В философии Гегеля такое понимание сознания дано наиболее четко. Появление оппозиции Я-не-Я, он рассмотрел как процесс, свойственный духу, различающему себя как Я от всего, что не есть Я.

Это различие Гегель назвал сознанием. С его точки зрения Я являющегося духа, есть мышление, поэтому отношение Я-не-Я принимает форму отношение мышления к миру – это отношение и является познанием.

Тогда, однако, становится невозможным четкое различение проблем сознания и познания – сознание отождествляется с познанием, а субъект сознания отождествляется с гносеологическим субъектом.

Сознание – это не просто знание, это ещё плюс то состояние, в котором это знание становится возможным.

Вопрос об отношении Я-не-Я, причем не-Я понимается как внешний объективный мир, то для осуществления процедуры соотношения Я-не-Я, надо об этом мире уже знать.

Мир пространственно-временным человек видит только потому, что в опыте его сознания уже существует возможность видеть его таким образом. Например, Кант был уверен в том, что физика Ньютона – это наука о принципах эмпирического исследования, которые выходят не из опыта, а для опыта.

Он делал основной упор на познавательных способностях сознания, где чувства и мышление занимают главное место.

Он считал, что независимо от состояний сознания, человек ничего не знает о мире, а вопрос, что такое сознание, сводится к разгадке духовного состояния, в котором что-то происходит и делает знание человека о мире возможным.

Сознание существует там, где человек задает себе вопросы о существовании, о жизни, страданиях и смерти. Как и познание, сознание является отношением Я к миру и ставит человека перед проблемой свободного, т.е. ничем не обусловленного выбора.

Свободными являются моральные действия, а морально то, что бескорыстно, беспричинно.

Сознание как моральный порядок стало пониматься только в христианстве, с возникновения которого началась эпоха всеобщей и абсолютной морали. Жить и поступать по совести, значит быть совестливым.

Дата последнего обновления статьи: 30.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot