Лидерство – это способность индивида оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации
Подходы к определению феномена «лидерство»
Первое определение категории «лидерство» ввел итальянский автор и политик Н. Макиавелли. В соответствии с его трактовкой политический лидер являлся государем, который сплачивал и представлял все общество. Он использует любые средства для поддержки всеобщего порядка и сохранения собственного господства.
В античности, еще до Макиавелли, исследование природы лидерства осуществляли различные общественные деятели (например, Плутарх, Гомер, Платон). Эти философы утверждали, что лидеры становятся подлинными творцами истории: «Достаточно появиться одному такому лицу, которое имеет в своем подчинении государство, и человек этот способен совершить все то, чему теперь не верят».
Широкое распространение понятие начало получать в 14 веке в эпоху Возрождения. Это произошло с помощью политических трудов вышеупомянутого Н. Макиавелли, определившего природу, функции и инструменты лидерства. При определении содержания лидерства автор брал за основу собственные наблюдения за правителем и его взаимоотношениями с поданными.
Основной лидерства считалось тогда стремление к власти. Обладание властью предполагает получение различных привилегий и богатства. Первоначально феномен рассматривали лишь в политическом аспекте, базируясь на наблюдениях за поведением известных правителей и монархов.
Авторы того времени считали, что стремление к власти не зависит от личных достоинств или недостатков, действуя наподобие объективного закона, который не зависит от человеческой воли и сознания. Успех в продвижении к вершине власти предопределен не столько благодаря интенсивности ориентации на власть, сколько наличными средствами. Преимущество находится на стороне правителя лишь в том случае, когда он начинает учитывать психологию людей, изучает особенности их образа мыслей, нравственные принципы и др.
Теория Макиавелли объясняла функционирование общества и сложившийся политический строй. Она использовалась вплоть до 18 века. В эпоху Просвещения исследователи стали все больше внимания уделять личностным качествам индивида. Тогда теория лидерства начала претерпевать большие изменения.
Например, в отличие от теоретических воззрений Макиавелли, который считал, что стремление к захвату власти не зависит от личностных качеств человека, появляется качественно новая составляющая теории лидерства. Ее разработал Вольтер, считавший, что только рациональные действия личности, ее стремление к власти предопределялись системой базовых установок, качеств и свойств психики.
Вольтер считал, что люди будучи разумными существами, могут самостоятельно контролировать собственную судьбу. Тем не менее, в конце 19-го века, когда формируются теории Фрейда и Вебера, старые концепции теряют свою актуальность. Фрейд, являвшийся основателем психоанализа, писал, что «большая часть поступков человека мотивируются не рациональным, а подсознательным началом».
До сегодняшнего дня исследователи теории лидерства концентрируют свое внимание на разных составляющих феномена лидерства, включая:
- Индивидуальные черты и особенности происхождения лидера;
- Внешние условия, которые способствовали его приходу к власти;
- Внутренние условия развития личности;
- Микроокружение лидера;
- Характер взаимоотношений с последователями и окружением.
Сегодня среди максимально авторитетных и признанных теорий лидерства можно выделить теорию черт, поведенческую и ситуативную теорию. Пьяных А.В. пишет, что теория черт формируется в начале прошлого века. Это произошло в результате исследований английского антрополога Ф. Гальтона. Он говорил, что стремление к власти связано с наследственной предрасположенностью человека.
В дальнейшем К. Бирд, Э. Богардус и Ю. Дженнингс, изучившие царские династии и эффективность правления династических браков, писали, что лидером становится только человек, наделенный набором определенных личностных качеств (например, харизма, инициативность, ответственность). С течением времени становится ясно, что люди, которые даже обладают примерно одинаковым набором определенных личностных качеств, разным образом относятся к вопросу власти. Часть таких людей становятся лидерами, а кто-то нет.
Теории лидерства
Ситуационная теория лидерства рассматривала его в качестве проекта ситуации. Данная концепция получила очень большое распространение. Последователи теории считали, что в определенных жизненных ситуациях лидером способен стать человек, обладающий набором лидерских качеств, необходимых для данной ситуации (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.).
Еще одна теория стала синтезом теории черт и поведенческой теории лидерства. Она называется системная теория и рассматривает лидерство в качестве процесса организации межличностных отношений в группах. Столяренко Л. Д. пишет, что эта теория демонстрирует лидерство через исследование различных составляющих группы, ее целей, задач, функций.
Российские ученые Чередниченко И. П. и Тельных Н. В. выделили несколько переменных, которые требуются для полного изучения лидерства:
- Лидерская личность, происхождение, социализация и способы выдвижения;
- Характеристики последователей лидера и отношения между лидером и ними;
- Контекст, в котором присутствует лидерство;
- Результат взаимодействия между лидером и последователями в соответствующих ситуациях.
Таким образом, среди ученых, занимавшихся исследованием теории лидерства, нельзя выделить единого взгляда. Все они отличаются разнообразием и во многом дополняют друг друга.