Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая коррекция подростковой агрессивности

Понятие и виды агрессии

Определение 1

Агрессия – это форма поведения человека, противоречащая нормам и правилам существования в обществе, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу.

Данной проблемой занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, З. Фрейд, Л. Берковиц, А. Бандура и др. Специалисты, исследуя агрессию, пришли к разным точкам зрения на то, следует ли её расценивать как положительное явление или как отрицательное.

Сегодня некоторые авторы сходятся на том, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление, и она имеет место тогда, когда результатом действий становятся какие-либо негативные последствия. С этим мнением согласны не все специалисты.

Другие авторы считают, что агрессия является естественным свойством человека, а не социальной или клинической патологией.

Отношение человека к агрессии отрицательное и вызвано оно тем, что путаются два понятия – агрессия и насилие.

Насилие, скорее всего специфический человеческий феномен, выходящий за пределы целесообразности и являющийся целевым осознанным воздействием на других.

Мотивом насильственного поведения является самоутверждение за счет другого человека.

Агрессивные же тенденции заложены в самой человеческой природе. Формы агрессивного поведения подростков могут быть разные.

Классификация агрессивного поведения, данная А. Бассом, содержит три основных параметра – физическая вербальная агрессия, активная-пассивная агрессия, прямая-косвенная агрессия.

С. Фешбах выделяет агрессию враждебную, инструментальную, экспрессивную, которая представляет собой непроизвольный целенаправленный и быстро заканчивающийся взрыв гнева и ярости.

Враждебная агрессия ставит цель нанести вред другому человеку, а инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера.

«Психологическая коррекция подростковой агрессивности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С. Фешбах подразделяет инструментальную агрессию на индивидуально и социально-мотивированную, корыстную и бескорыстную, антисоциальную и просоциальную.

В социальной среде степень социализации определяет уровень агрессивности, но, тем не менее, сколько бы человек ни социализировался, он не может уйти от своей биологической природы, потому что наделен огромной и устойчивой силой агрессии.

Человеческие отношения, продиктованные на первый взгляд, даже позитивными чувствами – любовью, дружбой, кооперацией, являются выраженной в той или иной мере, борьбой за власть, т.е. характеризуются проявлением агрессии.

Замечание 1

Таким образом, бессмысленно и вредно искоренять проявления агрессии. Важно добиваться того, чтобы агрессия была соразмерна обстоятельствам и социально допустимым нормам.

Социализация агрессии может происходить на уровне общественных групп, на уровне отдельного человека, признания возможностей существования разных точек зрения, на уровне компромисса и позитивной самореализации, стремления к диалогу и др.

Подростковая агрессивность

Агрессивность подростков занимает особое место и рассматривается учеными как сплошной многолетний возрастной кризис, длящийся с 13 до 16 лет.

В этом возрасте взрослеющие юноши и девушки сталкиваются с соперничающими влечениями – потребностью в близости и принадлежности другому и стремлением сохранить и утвердить собственную идентичность.

Появляются экзистенциальные переживания – чувство одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие идеалам своего реального Я.

У подростков возникает желание оборвать свою зависимость от родителей, совершать самостоятельные поступки, сформировать свои взгляды на мир.

Этот период в жизни семьи и самого подростка является очень сложным.

Чтобы приобрести коммуникативные навыки подросток должен большую часть времени находиться среди своих сверстников, и родители должны это понимать.

Реальные ситуации учат справляться с жизненными трудностями – решать психологические проблемы, преодолевать страх, враждебность, ревность, формировать моральные представления, конструктивно выяснять отношения.

Родители при этом остаются добрыми советчиками и надежным тылом.

Реализовать свою агрессию современные подростки могут двумя способами:

  1. способ открытого проявления, когда он либо добивается престижа и самореализации, либо ломается, спивается, попадает в тюрьму или кончает жизнь самоубийством;
  2. способ прятать и подавлять свою энергию, быть послушным и ничего в жизни не добиться, подавленная энергия при этом, будет искать выход наружу в виде невроза или психосоматического заболевания.

Росту агрессивности у подростков способствуют такие факторы – резкое возрастание половых гормонов, особенно тестостерона у мальчиков, способствующих росту агрессии, а также эндокринный взрыв.

Росту агрессии способствуют органические поражения головного мозга – травмы, перенесенные менингиты, а также отношения взрослых, особенно родителей.

Родители могут способствовать агрессии у подростка эмоциональным отвержением. Отвержение чаще всего происходит со стороны отца, страдающего повышенной тревожностью и неуверенностью в себе, переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей.

Агрессия у подростков может появиться в результате ужесточения контроля, особенно со стороны мамы и бабушки, напуганных ростом подростковой преступности, наркоманией, развратом.

Молодые люди превращаются в бунтарей, потому что им не дают превратиться в самостоятельную личность.

Поскольку в этом возрасте недостаточно ещё ума и опыта, молодые люди совершают асоциальные или абсурдные поступки. Свою агрессивность молодежь переносит на тех, кто их окружает – врачей, учителей, психологов, своих сверстников, поведение которых, по их мнению, имеют сходство с поведением взрослых.

Чаще всего агрессивными среди мальчиков вырастают «кумиры семьи», выросшие в женском окружении без отцов.

Мальчики, выросшие с авторитарным жестким отцом и мягкой непоследовательной матерью, вырастают жесткими и авторитарными.

Девочки, выросшие с жесткой и авторитарной матерью при мягком и уступчивом отце, будут идентифицированы с матерью. Наконец, если девочки, предоставлены сами себе – то, в этом случае их агрессивность будет механизмом выживания.

Коррекционная работа с агрессивными детьми

Психокоррекция с агрессивными детьми направлена на то, чтобы оказать комплексное психологическое воздействие на ребенка с целью изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения.

Насколько эффективна коррекционная работа определяется с помощью таких факторов, как:

  • установка на помощь специалиста;
  • клинические особенности заболевания;
  • особенности ребенка, возможность эмоционального обыгрывания агрессивных реакций, возможность перестройки неадаптивного поведения, приобретение навыков адаптивного общения.

Психокоррекция агрессивного поведения проводится с использованием разных методов.

Направления психокоррекции:

  • игра, с помощью которой происходит изъятие из привычного окружения и помещение в коррегирующую среду;
  • творческое самовыражение рисованием, конструированием, музыкальными занятиями;
  • сублимирование агрессии в такие виды спорта, как футбол, баскетбол, требующие навыков сотрудничества, а индивидуальные высокоагрессивные виды спорта – карате, бокс нежелательны.

Коррекционная работа с агрессивными подростками включает комплекс упражнений, формирующих позитивную самооценку. Чаще всего среди таких детей встречается заниженная самооценка «Я – плохой».

Чтобы сформировать позитивное самовосприятие и снизить уровень агрессивности используются упражнения «Ассоциации», «Я горжусь тем, что я…», «Я – очень хороший» и др.

Замечание 2

Довольно часто агрессивное поведение подростков рассматривается как временное, имеющее связь с возрастными кризисами, но, если ничего не предпринимать, то такое поведение закрепится как установившийся поведенческий стереотип, изменить который будет уже сложно.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot