Личностные особенности — это совокупность индивидуальных особенностей характера, способностей, темперамента и мотивов.
Сущность личностных особенностей
Личностные особенности в теоретической психологии представлены совокупностью индивидуальных аспектов характера, мотивов, способностей и темперамента.
Часть исследователей считают, что личностные особенности ребенка зависят исключительно от генетики, но это не совсем так. Теоретическое исследование личностных особенностей показало, что на них влияют следующие факторы:
- Генетика;
- Воспитание в семье;
- Окружающая обстановка.
Личностные особенности представляют собой целую систему характеристик, в том числе положительные и отрицательные качества. Эти качества начинают проявляться с детства, как и предрасположенность к определенному виду деятельности.
Воспитание имеет большое значение в становлении личности. Сейчас родители стали часто потакать детям и закрывать глаза на поступки, за которые еще несколько десятилетий назад они были бы наказаны. Результат подобного воспитания плачевен, поскольку играет роль не только позитивное подкрепление, но и отрицательное.
Сейчас зачастую можно увидеть, как ребенок кричит очень громко, требуя что-то от родителей. Мать с отцом при этом нежно воркуют над ним, уговаривая или просто давая желаемое. Эти действия составляют основу положительного подкрепления нежелательного поведения.
Избалованные дети становятся в будущем манипуляторами, которые привыкли добиваться своего по первому требованию. По этой причине важно заниматься развитием личностных особенностей малыша, вовремя ставя его на место и давая понять, что не все требуемое должно исполняться. Он должен видеть, что плохое поведение приводит к наказанию.
Теоретические основы анализа психологических особенностей
Мужчины и женщины в одном или разных возрастах имеют не только физиологические, но и личностные особенности. Теоретическая основа исследования и выявления личностных особенностей мужчин и женщин характеризуется введением в ситуацию исследования.
Для исследования личностных свойств человека применяется следующая схема:
- Введение в ситуацию исследования, которое начинается с выбора проблемной стороны вопроса (например, определение особенностей мужчин и женщин определенного возраста;
- Выбор из рекомендуемых психологических свойств конкретных свойств, которые будут подвержены исследованию;
- Формулирование совокупности вопросов о выбранных свойствах (личностных особенностях индивида);
- Формулирование предполагаемых ответов на проблемные вопросы.
Для теоретического исследования личностных особенностей в соответствии с полом можно выбрать две группы конкретных испытуемых. Такая организация эмпирической выборки связана с градациями управляемой переменной (возраст, пол), возможностью использования методов для измерения вероятных значений индивидуальных переменных и с необходимостью сравнения личных свойств групп испытуемых.
Особенности проведения теоретического исследования
Для теоретического исследования личностных особенностей должна быть предусмотрена процедура, позволяющая осуществить сбор эмпирических данных. Их получение с помощью выбранных методик специалисты рекомендуют проводить поэтапно. В первую очередь для работы готовятся бланки ответов. Их испытуемые лица должны будут заполнить в соответствии с выбранной методикой исследования личностных свойств.
Следующий этап состоит в согласовании с испытуемыми лицами времени и цели проведения опроса. После сбора испытуемых им выдаются бланки для ответов и проводится инструктирование по заполнению. Специалист, который проводит исследование, должен зачитать несколько заданий методики, показывая место на бланке, куда человек выставляет оценку.
Очень важно в процессе подготовки сообщить правила, которые нужно соблюдать во время выполнения исследования. Так, испытуемые не должны отвлекаться в процессе теоретического исследования, задавать вопросы в ходе выполнения заданий. Им говорится о том, что нет правильных и неправильных ответов на задания, поэтому дается тот ответ, который первым приходит на ум.
Следующий этап заключается в предложении испытуемым лицам прочитать инструкцию к бланку ответов. Специалист может ответить на вопросы о понимании инструкции и правил метода. В ходе выполнения опросной процедуры отдельный человек следит за соблюдением правил выполнения заданий методики. Ему нужно исключать эмоциональные реакции, а после завершения измерения значений индивидуальной переменной, собрать бланки ответов.
Выбор методики для теоретического исследования
В зависимости от выделенной в процессе формализации индивидуальной переменной специалисты выбирают методику измерения ее вероятных значений. Методику измерения значений индивидуальной переменной выбирают из списка рекомендуемых методик.
Для исследования личностных особенностей человека используется следующий перечень методик (одна или несколько из них, в соответствии с задачей исследования):
- Методика А. Лачинса «Рациональное решение задач» (РРЗ) под редакцией и модернизацией С. Д. Некрасова;
- Методика А. М. Шуберта «Готовность к риску» (ГР);
- Методика-тест Н. Н. Обозова «Самооценка силы воли» (ССВ);
- Методика Т. Элерса «Мотивация к успеху» (МУ);
- Метод Т. Элерса «Мотивация к избеганию неудач» (МИН);
- Методика «Мотивация одобрения» (МО), разработанная Д. Крауном и Д. Марло.
Отдельно для исследования может быть взята за основу ориентационная анкета «Направленность личности» (Б. Басс), методика Д. А. Леонтьева СЖО (Тест смысложизненных ориентаций), методика «Тест структуры интеллекта» (TSI).