Смысложизненная сфера — это совокупность смысложизненных ориентаций человека, которые представляют собой способ конструирования собственной жизни в зависимости от присущей человеку системыценностей, смыслов и целей.
Особенности смысложизненной сферы человека
В современной литературе не предусмотрено единого определения категории смысложизненная сфера (ориентации). Более того, сама доля исследований этого понятия в психологической и педагогической научной мысли очень мала.
Выбор внутренней позиции становится весьма сложной духовной работой. Молодым людям, которые начинают анализировать и сопоставлять общечеловеческие ценности и свои собственные склонности и ценностные ориентации, необходимо осознанно разрушать или принимать исторически обусловленные нормативы и ценности.
Если обратиться к деятельностному подходу, то смысл жизни представляет собой прижизненное приобретение индивида. Он является результатом его деятельности в области преобразования самого себя и собственной жизненной ситуации. Смысл становится основной мотивационной тенденцией личности, направленной на осознание сути собственного «Я», места в жизни и предназначения.
На основании смысла жизни человек способен выбирать и формировать жизненный путь. В качестве личностного феномена эта категория обладает интегральной природой, включая в свой состав следующие элементы:
- Моральные,
- Эстетические,
- Философско-мировоззренческие,
- Социально-психологические.
Все эти аспекты одновременно содержат несколько смысловых значений, включая внутреннее и идеальное содержание, ценность, цель, разумное основание и назначение. Осознание людьми смысла жизни представлено существованием целей и ценностей, направляющих и организующих всю жизнедеятельность. Они предполагают способность брать на себя ответственность за их осуществление.
Потеря смысла жизни способна дезадаптировать личность в обществе. В соответствии с точкой зрения В. Франкла, смысл доступен любой личности. Это происходит не зависимо от половой и возрастной принадлежности, уровня интеллекта и образования, характера, среды и религиозных убеждений. Все это подтверждают многочисленные эмпирические данные.
Предпосылки исследования смысложизненных ориентаций индивида
Смысложизненная сфера включает то, что придает жизни смысл. Это может лежать в будущем и представлять собой цели, а также в настоящем, являясь чувством полноты и насыщенности жизни. В прошлом эта сфера состоит в наличии удовлетворенности от итогов прожитой жизни.
Смысл жизни становится базовой мотивационной тенденцией, которая концентрируется на осознании сути собственного «Я». Смысложизненные ориентации понимаются в качестве способа конструирования человеком его жизни, включая ее систему ценностей, смыслов и целей.
Теоретические предпосылки исследования смысложизненной сферы человека состоят в философском понимании феномена структуры. В свое время это было предложено В. Э. Чудновским. По традиции философия относила структуру к категории формы в качестве способа существования и выражения содержания. Здесь важно отметить единство содержания и формы, которые доходят до перехода друг в друга.
Единство считается относительным. Содержание же является динамической системой целого, а форма способна охватывать систему устойчивых связей между предметами. Таким образом, философия рассматривает форму в виде консервативного начала как противовес динамичности содержания. Конфликтную ситуацию между формой и содержанием, как правило, сводят к отбрасыванию старых форм, которые перестают соответствовать новому содержанию.
Как считал Чудновский, основой структуры смысла жизни становится иерархия «больших» и «малых» смыслов. Аспекты «структурной иерархии» характеризуют не только формально-динамическую, но и содержательную характеристику данной категории. Развитие и функционирование смысла жизни в качестве психологического феномена, таким образом, можно определить не только через содержание «главного смысла», но и с помощью характера его соотношения с другими жизненными смыслами.
При изменении структурной иерархии происходит изменение и содержательных сторон смысла жизни. Иерархический состав смысла жизни — это динамическая система. Ее динамика связана с несколькими факторами:
- Социальные обстоятельства;
- Индивидуальные и возрастные особенности человека;
- Субъективная активность личности.
Особенности организации смысловой сферы
Структурная организация смысловой сферы личности была предложена Д. А. Леонтьеым. Этот ученый взял за основу логический анализ и назвал 6 типов смысловых структур.
Смысловые структуры включают:
- Личностный смысл,
- Смысловой конструкт,
- Смысловая установка,
- Смысловая диспозиция,
- Мотив,
- Личностная ценность.
По мнению исследователя даже при разнице характера и функциональных проявлений этих структур, существует теснейшая связь между ними. Леонтьев занимался анализом личностных смыслов и их воздействия на трансформацию психического образа, в том числе временных, пространственных и причинно-следственных отношений.
Во многом поиск и становление смысла жизни связаны с характером «личностной подготовки» людей к данному процессу. Последнее играет особую роль, поскольку вместе с возможностью неадекватного отражения жизненного смысла в его личностном воплощении существует возможность изменения.
Теоретические предпосылки исследования смысложизненной сферы человека Д. А. Леонтьев заложил тем, что определил несколько разновидностей смыслодинамических процессов. Первый из них представлен смыслообразованием в качестве процесса распространения смысла. Он начинается с обозначения ведущих смысловых структур и заканчивается их переходом к производным в конкретной ситуации разворачивающейся деятельности.
Смыслоосознание представляет собой рефлексивное решение задачи через смысл. Это осуществляется благодаря осознанию смысловых связей. Третья составляющая состоит в такой категории, как смыслостроительство. С его помощью перестраиваются глубинные смысловые структуры.