Сознание — это высший уровень отражения действительности, который характеризуется способностью индивида отдавать себе ясный отчет об окружающем в настоящем и прошлом времени. С помощью сознания человек принимает решение и в зависимости от ситуации управляет собственным поведением.
Возникновение и развитие сознания и речи
Возникновение сознания можно отнести ко времени формирования на планете новой формы человеческого бытия, субъект которой имеет способность, выйдя за рамки своего собственного одиночного существования:
- Отдавать отчет о собственном отношении к внешнему миру и к другим людям,
- Подчинять жизнь обязанностям,
- Нести ответственность за то, что сделал,
- Ставить перед собой задачи,
- Не ограничиваться приспособлением к существующим жизненным условиям и менять мир.
Со временем человек приобретает способность рефлексии к окружающему миру и к собственной жизни. Все это дает возможность в полной мере осознать окружающий мир, различные его объекты и связи, возникающие между ними.
Особую роль в развитии человеческого сознания играет познание и поиск истины. Опора на субъективное (чистое) знание позволяет сформировать целостную картину мира, что в еще большей мере расширяет возможности сознания. Например, человек понимает, что не только он может испытывать боль или голод, но и другой человек испытывает точно такое же чувство. Люди стали догадываться, что не только они могут построить у себя в голове хитрые планы, но и другие имеют аналогичную способность и возможность.
Исключительное значение в становлении специфического человеческого сознания имеет речь, позволяющая людям "навешивать ярлыки" на объекты и действия. Именно по этой причине мы получили возможность обмена между собой сведениями, включая чистое знание (размышления о бытии). Речь позволяет рассуждать строго, последовательным и логичным образом.
Связь между развитием сознания и речи
Речь и сознание напрямую связаны между собой. Так, задатки речи можно отметить уже у животных. Например, большая синица имеет способность издавать около сорока вариантов звуков, каждый из которых интерпретируется в качестве отдельного сообщения. Известно, что домашние животные (кошки и собаки) могут понимать много слов, произнесенных человеком. Сами они также произносят различные звуки.
Сознание в психологическом плане реально выступает в качестве процесса осознания человеком окружающего мира и себя самого в нем. Наличие у людей сознания значит, что у них в процессе жизни, общения и обучения складывается система обобщенных знаний, которые объективированы в слове. С их помощью он осознает окружающее и самого себя, опознает явления действительности посредством соотношения с данными знаниями.
Мышление людей неразрывно связано с речью, поскольку с помощью последней сообщаются мысли. Речь представляет собой средство общения между людьми. Обратная сторона состоит в том, что человек мыслит с помощью речи, то есть она является орудием мышления.
Если спросить у человека о том, на каком языке он думает, то он не удивится нисколько и сразу ответит: «на русском», «на английском», «на французском» и т.д. Люди, которые очень хорошо владеют 2-3 языками, могут и думать то на одном, то на другом из них, поскольку человек мыслит с помощью слов.
Язык, речь и сознание
Язык представляет собой средство, орудие, с помощью которого происходит общение между людьми, обмен мыслями и достижение взаимного понимания. Язык, будучи напрямую связан с мышлением, регистрирует и закрепляет в словах и в их объединении в предложения результаты работы мышления, успехи познания. Таким образом, язык делает возможным процесс обмена мыслями в человеческом обществе.
Для проявления в виде средства общения, речь должна обладать внешним выражением, которое будет доступно слуху или зрению других людей. В отличие от подобной внешней речи такой внутренний беззвучный речевой процесс, через который мыслит человек, называется внутренней речью.
Человеческое мышление нельзя представить без участия второй сигнальной системы. Еще Павлов писал, что человек отличается от животных, так как у него произошло появление, развитие и чрезвычайное усовершенствование сигналов второй степени в виде слов, которые он произносит, слышит и видит. Такие новые сигналы в итоге стали обозначать все то, что непосредственно воспринималось людьми как из внешнего, так и из внутреннего мира. Их употребление происходило не только при взаимном общении, но и наедине с самими собой.
Речь в качестве второй сигнальной системы не может сама по себе обеспечивать познание действительности. Ученый обратил внимание на бесплодность мышления того человека, который оперирует лишь словами и хочет без соприкосновения с действительностью вывести из них все познание.
Павлов также отмечал, что слова были и остаются только вторыми сигналами действительности, так как слово, которое потеряло собственную связь с теми реальными предметами и явлениями, которые оно призвано обозначать, перестает быть сигналом действительности, теряя познавательное значение. Это означает, что чисто словесное знание, заучивание словесных формул без ясного понимания того, отражение каких именно сторон действительности в них происходит, представляет собой чисто формальное и бесполезное знание.
С точки зрения физиологии это значит, что нормальное мышление проявляется только при неразрывном участии первой и второй сигнальной системы. Речь представляет собой важное орудие мышления, из чего следует, что процесс мышления можно свести к речи. Мыслить означает проговаривание вслух или про себя.
Различие между самими мыслями и их словесным выражением проявлено в том, что одинаковую мысль можно выражать на разных языках. Мысль в этом случае остается неизмененной, хотя производится замена всех слов. Для одной и той же мысли характерна разная речевая форма, но без нее нельзя говорить о ее существовании у человека.