Сущность стереотипов
Стереотип - это упрощенное представление о предмете или явлении, которое основано на определенной совокупности характеристик.
В обиход данное понятие вошло из работ американского писателя и журналиста Уолтера Липпмана, который использовал его в рамках своей концепции общественного мнения. Согласно Липпману, стереотип - это исторически сложившийся и принятый в данном обществе образец восприятия информации, ее фильтрации и интерпретации, основанный на предшествующем социальном опыте.
Таким образом, стереотипы представляют собой устоявшееся отношение человека или социальной группы к предметам или явлениям, которое сложилось под влиянием социальных, политических, экономических и исторических условий, то есть на основе предшествующего опыта.
Интересной особенностью стереотипов является их схематичность: они выступают результатом осмысления достаточно сложных фактов действительности, в которых преобладает большое количество разрозненной информации. И стереотип, в таком ключе, является рациональным способом познания этой информации, в результате которой какая-то часть информации обрабатывается, а какая-то теряется.
Именно поэтому, стереотипы, с одной стороны, помогают нам экономно и рационально познавать реальность, а с другой - являются причиной информационных искажений и неверных представлений.
Изучением данной темы занимался английский социолог Генри Тэшфел, он объяснял возникновение и существование стереотипов тем, что людям гораздо легче определять и характеризовать большие социальные группы недифференцированно, то есть с помощью обобщений - стереотипов.
Кроме этого, в психологии выделяют два основных источника возникновения стереотипов:
- индивидуальный или групповой опыт, ограниченная или переизбыточная информация, субъективная избирательность (влияние установок, слухов, социальные эффекты «ореола», новизны);
- целенаправленная деятельность СМИ или пропаганды: психологический механизм стереотипизации на протяжении многих лет использовался в различных доктринах с целью агитации к захвату или свержению власти, для поддержания господства страны-узурпатора с помощью внедрения негативных стереотипов о порабощенной стране
Функции и виды стереотипов
Г. Тэшфел выделил следующие функции стереотипов, разделяя их на двух уровнях:
- на индивидуальном уровне: стереотип как способ познания с помощью схематизаций и упрощения (когнитивная функция) и стереотип как способ создания и поддержания положительного Я-образа (ценностно-защитная функция);
- на групповом уровне: стереотипов как способ формирования и поддержания групповой идеологии (идеализирующая функция) и стереотип как создание положительного Мы-образа (идентифицирующая функция).
Немецкий исследователь У. Квастхофф выделяет также следующие функции: когнитивная (генерализация информации), аффективная (предпочтение «своего» «чужому») и социальная (социальная категоризация: разграничение «своего» и «чужого»).
Классификаций стереотипов в психологии существует большое количество, в качестве их примера можно привести следующую интегративную классификацию:
- антропостереотипы - это стереотипы, ориентированные на представления о людях. Этот вид подразделяется на персональные стереотипы (о конкретных людях) и социальные стереотипы (о социальных группах);
- событийные - это стереотипы представлений о каких-либо событиях (свадьбы, дни рождения и т. д.);
- предметные - это стереотипы представлений о каких-либо предметах реальности. Данный вид подразделяется на вещественные (стереотипы о конкретных объектах и вещах) и понятийные (стереотипы о самих понятиях).
Наиболее распространенной группой являются социальные стереотипы, к ним относятся: религиозные, этнические, гендерные, профессиональные, классовые, расовые и т. д. И именно поэтому данный вид стереотипов является наиболее деструктивным с точки зрения взаимодействия и общения разных социальных групп.
Деструктивность появляется тогда, когда мы перестаем видеть индивидуальность в человеке и концентрируемся на нем только лишь как на представителе определенной группы, мы упускаем из виду другие его свойства и характеристик, не свойственные стереотипу.
Свойства стереотипов
К свойствам стереотипов относятся следующие: эмоционально-оценочная окрашенность (стереотип, как правило, содержит в себе определенную эмоциональную направленность или оценку, которая помогает категоризировать объекты и явления)4 устойчивость и стабильность (стереотипы отражают уже накопленный в течении долгого времени опыт, однако при изменении отношений, резких трансформациях или углублении отношении стереотипы подвержены трансформациям); согласованность (стереотипы отражают представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в рамках социальной общности).
Кроме этого можно также отметить, что стереотипы действуют опережая сознание – порой мы даже не успеваем задуматься, а стереотип восприятия уже срабатывает.
Также стереотипы отличаются высокой поляризованностью оценок – стремление завышать оценки через автостереотипы (представления о самом себе или своей группе) и занижать оценки через гетеростереотип (представления об аутгруппе).
Стереотипы обладают свойством очень точно и четко воздействовать на наше поведение: когда определенные стереотипы уже возникли, мы так или иначе начинаем вести себя сообразно установке, заложенной в них.
Таким образом, можно сформулировать конструктивные и неконструктивные свойства стереотипов:
- конструктивные: экономия мышления, сокращение времени на поведенческую реакцию, ускорение процесса познания, предвосхищение определенных событий через возможность заранее представить их;
- неконструктивные: риск формирования предубеждений, искажение суждений в ситуации недостатка или переизбытка информации, формирование ошибочных представлений, не универсальный характер (в одной ситуации может быть оправдан, а в другой - нет).