Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Свобода как психологическая проблема

Определение 1

Свобода в психологии — это способность человека к активной деятельности, которая соответствует его намерениям, желаниям и интересам. Как правило, такая деятельность обеспечивает достижение целей.

Проблема свободы по Э. Фромму

Э. Фромм — это один из ученых, который исследовал категорию «свобода». Он считал позитивную свободу (свободу для) основным условием роста и развития человека. Ее он связывал со спонтанностью, целостностью, креативностью. Наряду с этим понятие рассматривалось как амбивалентное.

Люди самостоятельно решают вопрос о степени своей свободы, поскольку делают собственный выбор. Они могут действовать свободно, взяв за основу рациональные соображения, либо отказываются от свободы. Многие предпочли бежать от свободы, выбирая путь наименьшего сопротивления. Разумеется, все может быть решено не с помощью одного какого-либо акта выбора, а определяется постепенно через складывающуюся целостную структуру характера. В нее отдельные выборы вносят собственный вклад. В результате одни вырастают свободными, а другие не имеют свободы.

Идеи Фромма содержат двоякую трактовку проблемы свободы. Первое значение свободы состоит в изначальной свободе выбора, решении принять свободу. Во втором значении происходит отказ от нее. Свобода во втором значении представляет собой структуру характера, которая выражена в способности действовать на основе разума. Для выбора свободы человек уже должен быть наделен исходной свободой и способностью сделать свой выбор разумным образом.

Фромм считал, что ясное осознание всех аспектов ситуаций выбора дает возможность сделать выбор оптимальным. На этой основе им было выделено 6 основных аспектов осознания:

  • Определить, что хорошо, а что плохо;
  • Выбрать способ действия в данной ситуации, который приведет к поставленной цели;
  • Обратиться к собственным неосознанным желаниям;
  • Выявить реальные возможности, которые заключены в ситуации;
  • Обратить внимание на последствия каждого возможного решения;
  • Отметить недостаточность осознания.

По Фромму для свободы выбора требуется желание действовать вопреки ожидаемым отрицательным последствиям. Здесь проблема свободы характеризуется действием, которое вытекает из осознания альтернатив и их последствий, а также определения реальных и иллюзорных альтернатив.

«Свобода как психологическая проблема» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психологическая проблема свободы

Новая история Европы и Америки была связана с усилиями, которые были направлены на завоевание свободы от политических, экономических и духовных оков. Угнетенные люди мечтали о новых правах и вели борьбу за свободу против тех, кто отстаивал собственные привилегии. Если соответствующий класс стремился к своему освобождению, то у него была вера в то, что он борется за свободу в целом, идеализируя свои цели и привлекая на свою сторону всех угнетенных.

Несмотря на большое количество поражений, свобода, как правило, побеждала. Во имя ее победы погибает множество борцов, которые были убеждение в том, что лучше умереть за свободу, чем жить без нее. Эта гибель была наивысшим утверждением личности. Казалось бы, что история уже подтвердила, что люди имеют возможность управлять собой и принимать решения, думать и чувствовать так, как им кажется верным.

Полное развитие человеческих способностей стало целью, к которой быстро начал приближаться процесс общественного развития. Стремление к свободе выражалось через следующие принципы:

  • Экономический либерализм,
  • Политическая демократия,
  • Отделение церкви от государства,
  • Индивидуализм в личной жизни.

Считалось, что осуществление перечисленных принципов способно было бы приблизить человечество к реализации стремления. Оковы спадали одна за другой. Люди сбросили «иго» природы и сами стали ее властелином; они свергают господство церкви и абсолютистского государства. Ликвидация внешнего принуждения стала необходимым и достаточным условием для достижения желанной цели, которая заключалась в свободе каждого человека.

Если обратиться к человеческому аспекту свободы, то рассматривается стремление к подчинению или к власти. В этом случае важно ответить на вопрос, что представляет собой свобода в смысле человеческого переживания, а также верным ли становится стремление к свободе, которое органически присуще для природы человека.

Анализ проблемы свободы в отечественной науке

В постсоветской психологии стали появляться оригинальные исследования, в которых уделялось должное внимание проблеме свободы и самодетерминации личности. Так, рефлексивно-деятельностный анализ (Е. И. Кузьмина) рассматривал свободу через самоопределение человека в отношении границ виртуальных возможностей. Здесь за основу была принята рефлексия этих границ.

Современные авторы выделяют несколько аспектов свободы: чувственный (субъективные переживания), рациональный (рефлексия границ возможностей) и действенный (способность к реальному изменению границ виртуальных возможностей). Свобода в этом случае связана с возрастными периодами развития и зависит, в частности, от степени формирования интеллекта.

Многоуровневая модель личностной саморегуляции (Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев) определяет свободу в качестве формы активности. Она характеризуется такими признаками как осознанность, опосредованность, ценностная ориентированность управляемость в любой точке. Таким образом, дефицит свободы можно связать с непониманием сил, воздействующих на субъект, а также с отсутствием четких ценностных ориентиров и с нерешительностью (неспособностью) вмешиваться в ход собственной жизни.

Формирование свободы происходит в онтогенезе при обретении личностью ценностных ориентиров и внутреннего права на активность. В качестве критического периода для трансформации детской спонтанности в свободу как осознанную активность выступает подростковый возраст. В этот период существуют благоприятные условия, происходит интеграция свободы (форм активности) и ответственности (форм регуляции) в единый механизм автономной самодетерминации.

Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot