Субъективная реальность — это индивидуальная система отражения психикой человека его взаимодействий с внешним миром, которая представляет собой сконструированную сознанием личности репрезентацию мира. Она опосредует восприятие, объяснение и прогнозирование актуальных событий.
Особенности субъективной реальности
Реальность, которая окружает человека, весьма сложна и многообразна. Жизненное пространство формируется с помощью множества факторов, элементов, явлений и событий. Это происходит в каждый момент существования индивида в нем.
Данное многообразие часто сложно увидеть, понять и объяснить одному человеку. Это обусловлено тем, что объективное отражение обладает определенными ограничениями. При этом люди часто формируют интерпретации на основе своих целей, ценностей, потребностей, мотивов, жизненного опыта.
Большое воздействие на поведение способно оказывать представление индивида об окружающем мире. Об этом говорят психологи во всех исследовательских школах и направлениях, отмечая, что человек реагирует не на действительность как таковую, а на собственную интерпретацию этой действительности. Реальность окружает людей, при этом ее понимание формируется в их умах. Представление о реальности ученые обозначают термином «субъективная реальность».
Поведение человека в значительной степени связано с той картиной мира, которая создана в его сознании. Иначе говоря, индивидуальное своеобразие поведения и переживаний представляют собой, прежде всего, своеобразие методов отражения и искажения индивидом объективной реальности.
Человек способен раскрываться как индивидуальность в «самобытном авторском “прочтении” социальных норм жизни. Это происходит, когда он вырабатывает собственный, сугубо индивидуальный (уникальный и неповторимый) способ жизни, свое мировоззрение и следует голосу собственной совести. Становление осуществляется в индивидуализации душевной жизни, которая складывается в подсознании.
Образ и картина мира
При проведении исследования субъективной реальности, которая формируется при взаимодействии человека и мира, принято называть следующие психологические концепты:
- Образ и модель мира;
- Схема реальности, которая замещает реальность;
- Познавательная карта (картина) мира и др.
Каждое понятие обладает собственной спецификой. Здесь не предусмотрено четких признаков, которые отделяют одно от другого, в литературе нет описания, и на сегодняшний день разделение перечисленных понятий достаточно условно.
Самый общий смысл несет понятие образ мира. Оно было введено в отечественную психологию Леонтьевым А. Н., который определял образ мира в качестве многоуровневой целостной системы представлений человека о мире, других людях, своей деятельности и о себе в целом
Образ мира автор понятия описывал как целостную конструкцию, полученную из слияния, совмещения различных модальностей. Впоследствии происходит ее наполнение субъективными значениями, которые выступают в качестве результата всего жизненного опыта человека (совокупность человеческой практики).
Образ мира нельзя считать фотографией внешней реальности. Он включает в себя «собственное» представление об окружающем мире, где каждый человек является автором собственного образа.
Субъективный образ мира при этом обладает базовой (инвариантной) частью. Она общая для всех ее носителей. Вариативная же часть отражает уникальный жизненный опыт субъекта, а инвариантная создается в рамках культуры и отражает ее систему значений и смыслов.
Исследователи попытались выделить уровневое строение образов субъективной реальности. Так, Обухов А. С., опираясь на теоретические взгляды Леонтьева А. Н., выделил 3 слоя сознания:
- Чувственные образы, которые представляют собой основу образа мира;
- Значения, носителями которых могут выступать знаковые системы;
- Личностный смысл, выражающий «значение-для-меня» жизненных объектов и явлений и отражающий пристрастное отношение человека к миру.
Объективные индикаторы субъективной реальности
Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. выделяли 3 уровня смыслового опыта субъективной реальности сознания, включенные в целостную модель мира человека:
Первый уровень называется «перцептивный мир». Его элементы представлены модально, но характеризуются при этом системой значений и смыслов. Этот мир является более сложным образованием, чем просто образ восприятия. Данный слой авторы соотносят с поверхностными структурами образа мира.
Второй уровень — семантический — «картина мира». Она представлена отношениями (хороший-плохой, сильный-слабый), а не чувственными и образами, сохраняющими модальную специфичность. Такие системы отношений отторгнуты от модальностей, но еще делятся по ним.
Третий уровень — «образ мира», включающий слой амодальных структур, сформированных в процессе обработки предыдущего уровня. Этот слой самый глубокий, он формируется при самом существенном вкладе понятийного мышления и призван управлять картиной мира с помощью системы отношений.
В контексте субъективной реальности исследователи обратили особое внимание на временную составляющую. Это объективная характеристика. Психологическое время можно определить в качестве важнейшей координаты образа мира человека. Было использовано понятие «индивидуальный хронотоп», который представляет собой сочетание временных и пространственных составляющих интенциональности, характерное для индивида (пристрастность отношения человека к миру).
Существование временной оси в образе мира характеризуется представленностью в нем настоящего, прошлого и будущего, в том числе их включенность в субъективную реальность человека (как самостоятельные образования и как фон протекания событий жизни).
Элементы субъективной реальности человека и механизмы ее формирования представлены также иррациональными установками, психологическими защитными механизмами, ценностными ориентациями и жизненными стремлениями, смыслами жизни, убеждениями, языком культуры, в которой живет человек и др.