Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности страхов

Страх – категория психологическая

Определение 1

Страх – это внутренне состояние человека, которое обусловлено грозящим предполагаемым или реальным бедствием.

Психологи считают страх отрицательно окрашенным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием.

Являясь базовой эмоцией человека, сигнализирующей о состоянии опасности, страх зависит от многих причин – внутренних и внешних, врожденных и приобретенных.

Страх в жизни человека выполняет разнообразные функции и сопровождает людей на всем протяжении жизни общества.

Он выступает организатором борьбы с разного рода стихиями, позволяет избежать опасности, потому что всегда играет защитную роль.

По мнению А.И. Захаровой страх является естественным сопровождением развития человека и может развиваться в любом возрасте – для детей до 3-х лет частыми являются ночные страхи, страх неожиданных звуков, страх боли.

Страх одиночества, темноты и замкнутого пространства испытывают дети до 5-ти лет, от 7-ми лет ведущим является страх смерти, а до 11 лет они боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят…».

З. Фрейд называл страх аффективным состоянием ожидания какой-либо опасности. Патологическая форма страха является фобией.

Все страхи имеют свои причины, а в целом являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей.

Страхи имеют свои последствия – эмоциональное состояние неуверенности, нервное напряжение, заставляющее искать защиту.

Эмоция страха по своей силе и влиянию на поведение в разных ситуациях у разных людей различна. Особенно сильный страх сопровождается подавленным состоянием.

В области педагогики и психологии известны разные классификации страхов.

Например, Ю. Л. Неймер выделяет три основных вида страхов:

«Психологические особенности страхов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • страх реальный,
  • страх невротический,
  • страх свободный.

Под реальным страхом он понимает рациональное выражение инстинкта самосохранения, что является нормальной реакцией на восприятие внешней опасности.

Невротический страх представляет собой разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, а страх свободный – это общая неопределенная боязливость, которая выражается в состоянии «боязливого ожидания», не связанного с каким-либо объектом.

Психологические особенности детских страхов

В эмоциональной жизни человека страх, как радость и восхищение, удивление и гнев, являются такой же частью. Основная часть страхов, вызванных возрастными особенностями, проходит со временем.

Детские страхи, при правильном к ним отношении, постепенно исчезают, а длительное их проявление говорит о слабости нервной системы ребенка, конфликтных отношениях в семье или наличии страхов у самих родителей.

Социальное чувство ответственности формируется в младшем школьном возрасте и здесь многое зависит от того, какие установки есть у родителей и учителей.

Ребенка в этом возрасте нельзя связывать с большим количеством условностей и запретов, чтобы не та оценка, или любое нарушение поведения не воспринимались им как крах жизни.

Младшие школьники, если будут запуганы подобным образом, находятся в состоянии постоянного психического напряжения и скованности. Они нерешительны и не могут самостоятельно принять решение.

Привязанные к родителям дети испытывают страх перед школой и, по мнению А.И. Захарова, истинным страхом для них является страх, когда они уходят из дома.

Находясь под гиперопекой родителей, такие дети часто болеют. Бывает и так, что сами родители испытывают страх перед школой и внушают его детям, сами выполняют все задания, контролируют каждую, написанную ребенком букву, вселяя ребенку, тем самым, неуверенность в силах и знаниях. Такие родители реализуют свои амбиции на детях.

Страха перед школой не испытывают уверенные, любимые дети, готовые самостоятельно справиться с любыми трудностями в обучении и в отношениях со сверстниками.

У самолюбивых детей с завышенной самооценкой, не умеющих выстраивать отношения с товарищами, возникает страх перед учителем, трудности адаптации в школьном коллективе, возникают конфликтные ситуации.

Страхи перед поступлением в школу отмечает в своих исследованиях Л.С. Акопян, пришедший к выводу – чем лучше с психологической точки зрения подготовлен ребенок, тем меньше он испытывает школьных страхов.

При низком уровне психологической готовности к школе, у детей возникает страх «сделать что-нибудь не так» и страх «злой учительницы».

Высокий уровень психологической готовности в ряде случаев вызывает только учебные страхи, да и в количественном отношении их значительно меньше.

Помимо школьных страхов у младших школьников возникают страхи природных катастроф, ураганов, тайфунов, землетрясений. У младших школьников формируется магическое мышление, как считает А.И. Захаров, формируется вера в «роковые» обстоятельства, «таинственные» явления, суеверия. Их дух и воображение захватывают истории о вампирах, привидениях, инопланетянах.

Для младшего школьного возраста характерна внушаемость.

В своем исследовании Л. С. Акопян установил, что у современных детей спектр страхов остался без изменений – страх животных, смерти, медицинских процедур, особенно страх уколов, учебные и социальные страхи, а вот количественное соотношение различных видов страха изменилось.

Если в 90-е годы XX века у детей преобладал страх «быть не тем», то сегодня он уступил место страху смерти.

Появились страхи взрывов, террористов, войны.

Среди социально-экономических страхов – «страх того, что родители потеряют работу», «страх стать нищим, бездомным».

Специалисты считают, что существует зависимость страхов от уровня самооценки младших школьников.

Замечание 1

Таким образом, содержание страхов современных детей младшего возраста практически не изменилось, и они испытывают такие же страхи, как их сверстники прошлого столетия.

Страхи у взрослых людей

Взрослые люди тоже подвержены страхам, тревогам, фобиям, но многие из них пытаются свои страхи скрыть, особенно мужчины.

Страхи взрослых людей являются нормальной реакцией психики человека на фактор опасности. По мнению А.И. Захарова, из детства у взрослого человека остается страх высоты, причем этот страх характерен в большей степени для мужчин, а вот страх смерти родителей и страх войны больше возникает у женщин.

Как показали исследования американских психологов среди 20-ти летних молодых людей наибольшее количество тех, кто боится высоты, змей, социальных ситуаций, закрытого пространства, грозы.

У небольшого количества людей возникает страх уколов, врачей, темноты, незнакомых людей, а пик этих страхов наблюдался у них ещё в детстве, в возрасте 10 лет.

Пик страха толпы, травмы, смерти, болезни, одиночества отмечается у людей в 60-ти летнем возрасте. Пожилые люди, не принявшие и не желающие принять старость, живут в страхе смерти, как неизбежном жизненном этапе.

У страха смерти есть несколько источников, смерть может быть связана с непреодолимостью чего-либо, безысходностью, с физическими страданиями и лишениями человека.

Максимальных отметок достигают страхи в возрасте от 26 до 45 лет – это страх перед принятием ответственных решений, неблагоприятных изменений в личной жизни – потеря работы, развод и др.

В пенсионном возрасте страх изменений в личной жизни снижается.

Исследования, проведенные М. Палуди по поводу страха успеха, позволили сделать вывод о том, что между мужчинами и женщинами различия отсутствуют. В среднем эти цифры были от 6-7% до 93-95%.

Страх ответственности в большей степени проявляется у женщин. В результате исследований было выявлено, что фемининность и мускулинность с подавлением страха не связаны.

Данные Стенли Холла показали, что во всех возрастах у женщин количество страхов больше, чем у мужчин.

Сильным страхом для мужчин является боязнь унижения и высоты.

У мужчин, занимающихся производственным трудом, наиболее распространенными являются страхи, связанные с экономикой, личным счастьем, с политическими событиями.

Для женщин, имеющих как низкий, так и высокий социальный статус, чаще всего характерна боязнь природных явлений, политических коллизий, отношений с другими людьми, а также страх, связанный с экономической сферой.

Второстепенный характер в годы учебы и у мужчин, и у женщин имел образовательный страх, в это время их больше беспокоили личные отношения, страх быстро состариться, политические события. Образовательный страх они связывали с возможными финансовыми затратами.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot