Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура индивидуальности в концепции В. Шадрикова

Общие представления об индивидуальности

В психологии индивидуальность рассматривают на двух уровнях:

  • объектный, в рамках которого индивидуальность является объектом целостной структуры человека совместно с другими подструктурами (индивид, субъект и личность), которые формируются в результате жизненного пути. Это наше мировоззрение, ценностный профиль. На этом уровне индивидуальность - это интегральный уровень проявления физиологических, психологических и социальных особенностей человека уникальным и неповторимым способом. Индивидуальность такого уровня выражается в профилях черт, типологиях, крайних диспозициях и редких чертах личности.
  • субъектный, в рамках которого человек проявляет свою индивидуальность через активные и авторские решения, проявляет себя как субъект. На этом уровне индивидуальность реализуется через жизненные выборы (моральные, личностные, экзистенциальные). Индивидуальность на данном уровне формируется в результате саморазвития, самодетерминации, самоактуализации.

Помимо этих двух уровней, индивидуальность может проявляться как уникальность каждого из нас (в силу отличия индивидуальных черт, особенностей, ценностей и мировоззренческих позиций). А может проявляться как уникальность единичного человека, отражающего многообразие его жизненных выборов.

Так или иначе, индивидуальность отражает уникальный способ бытия человека во всей взаимосвязи его как индивида, субъекта и личности.

От индивида к индивидуальности: концепция В. Д. Шадрикова

В. Д. Шадриков понимает индивидуальность в рамках школы Б. Г. Ананьева как интеграцию свойств субъекта деятельности и личности, способствующих реализации природных свойств человека как как индивида. Индивидуальность для автора - это проявление внутреннего мира человека.

Внутренний мир человека - это субъективный образ внешнего мира, который включен в жизнь человека, обеспечивает ему выживание и является ее частью. Это информационно-потребностная субстанция человека. Внутренний мир человека обладает определенными особенностями:

«Структура индивидуальности в концепции В. Шадрикова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Внутренний мир развивается по законам отражения внешнего мира, это субъективное отражение внешнего мира, которое выражается в мотивационно-потребностных особенностях личности, ценностных ориентациях, установках.
  2. Развитие внутреннего мира носит статистический характер: на развитие индивидуальности может повлиять как цепочка событий, а может - одно, но очень сильное событие. Такая неустойчивость создает возможности для творческих преобразований внешнего мира, новых мыслей и состояний.
  3. Внутренний мир человека - самоорганизующаяся система, ориентированная на адаптацию к изменяющимся условиям, а также способная влиять на эти изменения.
  4. Необратимость состояний внутреннего мира: человек не может быть таким, каким он уже был, как бы он к этому ни стремился. Каждое изменение абсолютно новое.

По В. Д. Шадрикову внутренний мир первичен по отношению к внешнему, так как развивается с начала переживания ребенком своих внутренних потребностей, ребенок замкнут на своих органических потребностях, а предметы внешнего мира имеют для него определенную эмоциональную окраску в отношении к его внутренним потребностям. Дальнейшее развитие внутреннего мира происходит благодаря взаимодействию ребенка и взрослого через совместную деятельность. Взрослый помогает ребенку реализовать его внутреннюю потребность через предоставление условий вовне для этого. Соответственно, предметная деятельность взрослого и ребенка дополняет внутренний мир ребенка внешними условиями, способствуя опредмечиванию потребностей ребенка.

Таким образом, большое значение в развитии индивидуальности играет деятельность, причем осмысленная деятельность, направляемая мотивом, целью и конкретными результатами. Деятельность должна иметь для человека личностный смысл, чтобы в ее процессе проявлялась и формировалась индивидуальность. Однако решающее значение, для формирования индивидуальности играют поступки, как пишет В. Д. Шадриков, а не просто деятельность. Здесь на первый план выступают именно отношения с другими людьми, которые формируют ценностные аспекты внутреннего мира, нормы поведения.

Интегральная концепция индивидуальности

Интегральность концепции В. Д. Шадрикова состоит в том, что она отражает разные аспекты во взаимосвязи. Автор освещает происхождение индивидуальности, ее становление, критерии ее определения, структурные уровни индивидуальности:

  • Первый уровень формирования индивидуальности - биологический: психофизиология, морфология, особенности нервной системы, потребностная система.
  • Второй уровень - социальный: включение в социальные отношения открывает пути и возможности для реализации заложенных особенностей, первичный потребностей. Воспитание также играет важную роль на этом уровне.
  • Третий уровень - уровень субъекта, позволяет реализовать синтез биологического и социального начала через непосредственную деятельность. Получается, что основными составляющими индивидуальности являются: потребности, мотивы, система целей, программа их реализации, способности для осуществления этих действий.
  • Четвертый уровень – уровень духовности, духовных способностей. Первые три уровня отражают процесс социализации - освоения и усвоения социальных норм, правил и способов поведения, последний же уровень отражает процесс индивидуализации, когда человек не просто сверяет свое поведение с системой социальных и нравственно-моральных эталонов, а формирует сам для себя свои нравственные принципы и сам требует от себя их выполнения. Этот уровень отражает процесс самодетерминации поведения - формирования внутренних мотивов деятельности. На этом уровне происходит также процесс самоактуализации и самореализации - как процессы реализации своих способностей и возможностей на максимально возможном уровне. Для данного уровня также характерны кризисы - как эмоционально насыщенные периоды в жизни человека, требующие разрешения, стимулируют развитие индивидуальности.
Дата последнего обновления статьи: 04.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot