Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Стрессоустойчивость и копинг-стратегии младших и старших подростков

Все предметы / Психология / Стрессоустойчивость и копинг-стратегии младших и старших подростков
Определение 1

Копинг-стратегии (копинговые стратегии) — это действия, которые совершает человек для борьбы со стрессом. Понятие включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, используемые для того, чтобы справиться с проблемами обыденной жизни.

Сущность и особенности копинг-стратегий

Лазарус в своем исследовании «Психологический стресс и процесс совладания с ним» впервые стал обращаться к копингу, описав осознанные стратегии совладания со стрессом и прочими событиями, порождающими тревогу.

Копинг-поведение представляет собой непрерывно меняющиеся когнитивно-поведенческие попытки справиться со специфическими требованиями внешнего и внутреннего характера. Их оценивают в качестве чрезмерных или превышающих ресурсов человека. Исследователи определяют копинг как процесс, который всегда меняется, так как личность и среда формируют неразрывную, динамическую взаимосвязь, оказывая друг на друга взаимное влияние.

Психологи, которые занимаются проблемами копинг-поведения, как правило, придерживаются различных взглядов на эффективность стратегий совладания. С одной стороны, многие психологи утверждают, что копинг-стратегии по своей сущности способны быть продуктивными, функциональными, а также непродуктивными и дисфункциональными. С другой стороны, есть ученые, полагающие, что неотъемлемая характеристика копинг-поведения представлена его полезностью. Они рассматривают совладание в качестве адаптивных действий, целенаправленного и потенциально осознанного поведения.

Альтернативная точка зрения заключается в рассмотрении копинг-поведения как не всегда продуктивного. Считается, что его эффективность находится в зависимости от двух факторов - ответной реакции и контекста, в котором происходит реализация стратегии.

Уровни совладания со стрессом с помощью копинг-стратегий

Исследователи копингового поведения, влияющего на стрессоустойчивость, осуществили попытку его систематизации и формирования стройной классификации. Они выделили несколько уровней обобщенности тех попыток индивида, которые он совершает для совладания со стрессом. Они включают:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Копинговые действия,
  • Копинг-стратегии,
  • Копинговые стили.

Копинговые действия включают то, что человек чувствует, думает или делает. Их часто группируют в копинг-стратегии, которые, в свою очередь, объединяются в копинговые стили (например, группа стратегий, представляющая собой концептуально схожие действия). Примером такого стиля может являться «Обращение к другим».

Часто категории «копинговые действия» и «копинг-стратегии» используют в качестве взаимозаменяемых. Наряду с этим, копинговые стили в общем виде можно отнести в состав действий или стратегий, которые последовательно использует индивид, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Другими похожими терминами являются: «копинговые тактики» и «копинговые ресурсы».

Реакции совладания направлены на окружающий мир, самого себя или одновременно на то и другое. Этому в определенной степени соответствуют два типа совладающего поведения: копинг, который ориентирован на проблему; копинг, фокусирующийся на эмоциях.

Для младших и старших подростков присущи разные типы копинг-стратегий:

  • Копинг с ориентацией на ситуацию (например, активное воздействие, бегство или уход, пассивное поведение);
  • Копинг, направленный на репрезентацию (поиск сведений, их вытеснение);
  • Копинг, направленный на оценку (переоценка, придание смыслов, изменение целей).

В теоретической части исследования копинг-поведения выделено несколько основных стратегий, присущих для подростков. Они включают стратегию разрешения проблем, стратегию поиска социальной поддержки и стратегию избегания.

Одна из важнейших стратегий представлена копинг-стратегией разрешения проблем. Она включает систему навыков, предназначенных для эффективного управления ежедневными проблемами. Решение социальных проблем в рамках стрессоустойчивости нужно рассматривать в качестве когнитивно-поведенческого процесса. С его помощью личность получает способность обнаруживать эффективные стратегии для того, чтобы преодолевать проблемные ситуации, которые встречаются в повседневной жизни.

Основные копинг-стратегии младших и старших подростков

Основной копинг-стратегией борьбы со стрессом является стратегия поиска социальной поддержки. Это один из самых мощных копинг-ресурсов, поскольку такая поддержка смягчает воздействие стрессоров на организм подростка.

Социальная поддержка может иметь как позитивный, так и негативный характер, оказывая соответствующий эффект. Негативные эффекты, как правило, относятся к чрезмерному и неуместному оказанию поддержки, которое приводит к потере чувства контроля и к беспомощности. Здесь очень важно знать субъективную оценку адекватности полученной социальной поддержки, что нужно для определения психологического состояния подростка.

Еще одна копинг-стратегия младших и старших подростков представлена копинг-стратегией избегания, которая может становиться ведущей поведенческой стратегией в процессе формирования аддиктивного поведения. В этом случае происходит формирование тенденция к немедленному исключению (избеганию) эмоционального напряжения, которое возникает в стрессовой ситуации.

С другой точки зрения, стратегия избегания представляет собой механизм поведения, в основе которого лежит недостаточно развитая система личностно-средовых копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий. Она концентрируется на совладании со стрессовыми факторами и способствует редукции стресса. Этим она обеспечивает функционирование и развитие подростка на более низком функциональном уровне.

Реализация механизма преодоления стресса у младших и старших подростков осуществляется на разных уровнях, которые зависят друг от друга. Они включают эмоциональный, когнитивный, соматический и поведенческий уровень. Самым четко измеряемым уровнем, на котором происходит реализация механизмов преодоления стресса у подростка, является поведенческий уровень.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис