Этническая идентичность
Этническая идентичность (или этническое самосознание) - это вид социальной идентификации, который проявляется в виде осознания личностью собственной принадлежности к какой-либо этнической общности.
Этническая идентичность, как и любая другая, включает в себя базовые компоненты: эмоциональный (чувство принадлежности к группе, ощущение удовлетворения, желание оставаться в ней) и когнитивный (знания этноспецифических признаков и представления об особенностях собственной культуры).
Понятие этнической идентичности комплексное, оно включает в себя следующие компоненты: механизмы формирования этнической идентичности, признаки этнической общности и условия формирования идентичности.
Касательно механизмов генерации этнической идентичности, то здесь имеет значение наличие определенного общественного статуса в геополитической картине мира. Как пишут исследователи, именно механизм генерации определяет ее базовое основание, и лишь затем - отношение к другим народам, которое выступает как продолжение (проекция) своей общности на этническую картину мира.
Высокий общественный статус может быть предиктором формирования чувства этнического превосходства и исключительности, а низкий статус может генерировать представления о собственной незначительности и национальной неполноценности.
Признаками этнической общности являются определенные черты этноса, которые в совокупности своей формируют национальный характер.
К условиям формирования этнической идентичности относятся территория проживания и язык. Единство этнической группы формируется именно благодаря наличию национального языка и совместной территории проживания.
Этническая идентичность – это чрезвычайно пластичный феномен, вследствие чего он многообразен. Выделяют следующие виды этнической идентичности:
- осознанная или бессознательная: индивид представляет себя частью одного сообщества либо проявляет как представитель другого;
- полная или частичная: индивид ощущает себя представителем двух или более этносов;
- непосредственная или опосредованная: идентификация происходит через общности и группы;
- позитивная или негативная: складывается из социальных установок и чувства удовлетворенности / неудовлетворенности, стремления / нежелания оставаться в данной группе;
- нормальная или этноцентрическая: положительное восприятие своего этноса и благожелательное отношение к другим, либо некритическое предпочтение одного этноса
Этапы становления и поддержания этнической идентичности
Этническая идентичность имеет определенные этапы своего становления, которые соотносимы с этапами психического развития ребенка.
Первым концепцию развития у ребенка сознания принадлежности к национальной общности предложил Ж. Пиаже. Он предположил, что развитие этнической идентичности представляет собой создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства представляют собой своеобразный ответ на знания об этнических явлениях.
Так или иначе, этот швейцарский психолог выделяет 3 основные стадии формирования этнической идентичности:
- 6-7 лет: ребенок приобретает самые первые и недифференцированные знания о своей этнической группе. В этом возрасте для ребенка наиболее значима его непосредственное окружение (семья), а не страна ил этническая группа;
- 8-9 лет: ребенок уже более четко идентифицирует себя как представителя определенной этнической общности, опираясь на следующие характеристики: национальность родителей, место проживания, родной язык;
- 10-11 лет: этническая идентичность формируется в полном объеме, развиваются этнические чувства, ребенок выделяет особенности разных народов через уникальность истории, специфику традиций и обычаев
Во всем мире проведено огромное количество исследований возрастных границ формирования этнической идентичности. Результаты некоторых исследований демонстрируют, что первые проблески этнической идентичности формируют уже в 3-4 года, есть также данные о восприятии ярких внешних различий детьми до 3 лет (цвет кожи, волос).
Впоследствии этническая идентичность развивается в направлении этнической осведомленности, которая включает в себя знания о своей и чужой группах, а также этническое самоназвание. На данном этапе этническая идентичность развивается с опытом и получением новых знаний и информации.
Изначально информация собирается из поверхностных проявлений: цвет кожи, внешность, язык, элементы материальной культуры, обычаи и традиции.
Постепенно с развитием когнитивных способностей ребенок научается шире воспринимать, описывать и интерпретировать этнические признаки, включая в их комплекс новые элементы: общность предков, исторической культуры, религию.
Важным этапом в развитии этнической идентичности является формирование правильного этнического самоназвания, что связано с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп
Этническая идентичность - это динамическое образование, развитие которого не заканчивается в подростковом возрасте и подвержено трансформациям. Внешние обстоятельства могут в любом возрасте подтолкнуть индивида к переосмыслению собственной этнической принадлежности. Факторы изменений внутри общества также влияют на изменения.
Основные стратегии поддержания этнической идентичности
Этническая идентичность, как и любая другая, важна для осознания личностью себя самой как части какой-то группы, способности регулировать свое поведение на основании этого осознания. Все это дает индивиду чувство безопасности и стабильности. Для этого важно поддерживать положительную этническую идентичность.
Положительная этническая идентичность характеризуется чувством удовлетворенности индивида своей принадлежностью к группе, желанием оставаться в ней, гордостью за успехи и достижения своего народа.
Как пишут А. Тэшфела и Дж. Тернер, одним из способов поддержания положительной идентичности является стратегия социального творчества, которая имеет разные формы в зависимости от пересмотра критериев для сравнения.
Это может быть поиск новых критериев для сравнения, которые проявляются в пересмотре тех автостереотипов группы, которые потерпели поражение по отношению к другим группам (например, группы с довольно низким статусом имеют тенденцию характеризовать себя как более эмпатичные).
Эта стратегия проявляется в восстановлении субъективного благополучия группы путем выбора для сравнения еще менее успешных или более слабых групп (например, восточные немцы после воссоединения с Германией оказались на более низкой социальной ступени, чем западные немцы, и свое негодование они вымещали на группах с еще более «низким» статусом - турках, вьетнамцах и т. д.)
Бывают и другие случаи: например, члены дискриминируемой группы могут принять негативную оценку группы, таким образом сформировав негативную идентичность.
Негативная этническая идентичность характеризуется доминированием негативных социальных установок к собственному этносу, наличием чувства стыда и ощущением чувства униженности, предпочтением иных этнических групп в качестве значимых.
В таком ключе также существуют стратегии поддержания собственной идентичности.
Принимая негативную идентичность, индивид может по-разному реагировать на отрицательный фон относительно своего этноса, а также и самого себя. Например, индивид может не относить негативные суждения напрямую к самому себе путем установления границы между собой и его этнической общностью, так происходит разотождествление себя и своего народа.
Кроме того, осознание себя как представителя негативно оцениваемой группы допускает также и формирование идентичности аффективно подчеркнутой («да, мы плохие, но это действительно мы»).