Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Адаптация. Аккультурация. Приспособление. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов

Адаптация

Определение 1

Адаптация в этнокультурном контексте - это процесс социально-психологического приспособления людей к новой культуре, традициям и образу жизни, в ходе которого происходит согласование норм и требований участников межэтнического взаимодействия.

Опираясь на данное определение, можно выделить два основных вектора этнокультурной адаптации: психологическая адаптация (личностные особенности, совокупность жизненных событий и наличие социальной поддержки) и социальная адаптация (знание особенностей принимающей культуры, степень включенности во взаимодействие межгрупповых установок).

Оба этих вида этнокультурной адаптации эмпирически взаимосвязаны: психологическая адаптация отражает степень психологической удовлетворенности и физиологическое самочувствие, а социокультурная адаптация отражает то, как индивиды справляются со своей повседневной жизнью в новом пространстве.

Статья: Адаптация. Аккультурация. Приспособление. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Г. Триандис отмечает, что процесс адаптации имеет в своем прохождении 5 основных этапов, которые образуют U-образную кривую:

  1. «Медовый месяц» - это период, который характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением, большими надеждами на новое место, однако этот период скоротечен.
  2. Непривычная окружающая среда начинает оказывать негативное воздействие, возникает ощущения непонимания местных жителей и чувство непринятия ими (все это ведет к развитию разочарования, фрустрации, депрессии).
  3. Это наиболее острая точка адаптации: здесь могут проявляться телесные болезни и возникать чувство беспомощности.
  4. Происходит медленная смена депрессии чувством оптимизма, возникает ощущение удовлетворения и уверенности, индивид или группа чувствует себя более приспособленным.
  5. Полная (долгосрочная) адаптация: возникшие изменения имеют стабильный характер.

Основные факторы, влияющие на адаптацию:

  • индивидуальные: возраст (легче адаптация происходит у детей, однако уже школьникам приходится сложнее. Для пожилых этот процесс еще более травматичен), пол (женщины быстрее и легче адаптируются), образование (симптомы культурного шока ниже у тех людей, которые имеют высшее образование);
  • групповые: степень сходства или различий культур или «культурная дистанция» (чем больше новая культура похожа на исходную, тем легче происходит процесс адаптации), историческое прошлое (наличие войн и т. д.)
«Адаптация. Аккультурация. Приспособление. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Аккультурация

Определение 2

Аккультурация - это процесс взаимного сближения двух культур, который происходит в результате длительного непосредственного контакта, что ведет к изменению паттернов культуры одной или обеих групп.

В отличие от понятия «адаптация», которое характеризует приспособление отдельного индивида или группы к новому этнокультурному пространству, аккультурация проявляется именно через взаимовлияние определенных культур.

Данное понятие было сформулировано в начале 40-х годов 20 века Р. Редфилдом, М. Херсковицем и Р. Линтоном в рамках исследования особенностей взаимодействия различных культур и использовалось исключительно как характеристика контактов между этими культурами.

Согласно Р. Линтону, аккультурация может происходить при двух следующих условиях: свободное заимствование элементов культуры друг друга, для которого характерно отсутствие военного или политического давления, и направленное изменение культуры одной общностью относительно другой, при котором одна группа проводит насильственную культурную ассимиляцию

Однако чуть позже Дж. Берри позаимствовал данное понятие для введения его в концепцию «стресса аккультурации», которая являлась альтернативой концепции «культурного шока». Слово «шок», по мнению автора несет только лишь негативный посыл, в то время как во время приспособления к новой культуре возможен и положительный опыт (оценка проблем и их преодоление).

Дж. Берри отметил, что приспосабливаясь к новой культуре, человеку или группе сложно с легкостью изменить свой поведенческий репертуар, в результате чего и возникает серьезный конфликт в ходе аккультурации.

Автор концепции отмечает, что аккультурация развивается в русле двух основных проблем: поддержание культуры (в какой степени индивид или группа решается сохранить свою исходную идентичность) и участие в межкультурных контактах (в какой степени стоит включаться в новую культуру или оставаться в своей).

Дж. Берри выделил, что обе эти проблемы имеют дихотомические проявления, которые при комбинации дают 4 основные стратегии аккультурации:

  • интеграция - группа сохраняет свои этнокультурные особенности и стремится войти в новое социокультурное пространство;
  • изоляция - группа сохраняет свои этнокультурные особенности и не стремится войти в новое пространство;
  • маргинализация - группа отказывается от своих аутентичных проявлений и не стремится войти в новое этнокультурное пространство;
  • ассимиляция - группа отказывается от своей исходной идентичности и стремится войти в новое этнокультурное пространство.

Последствия межкультурного взаимодействия

С. Бочнер выделил 4 основные группы последствий для межкультурного взаимодействия на уровне групп:

  • интеграция - объединение в единое общество при сохранении исходной идентичности;
  • сегрегация - ориентация на раздельное развитие групп;
  • ассимиляция - это добровольное или принудительное принятие особенностей культуры доминантной группы (до полного растворения в ней);
  • геноцид - это уничтожение противостоящей группы.

Автор данной концепции также приводит и последствия межкультурного взаимодействия для отдельного индивида: «перебежчик» отказывается от своей культуры в пользу чужой; «шовинист» отстаивает свою культуру; «маргинал» колеблется между двумя культурами; «посредник» объединяет обе культуры, становясь их связующим звеном.

Сходную концепцию предложил и Дж. Берри, о котором мы уже говорили ранее, он отмечает, что аналогами стратегий аккультурации для мигрирующих групп являются стратегии взаимодействия для принимающей группы:

  • стратегии плавильного котла - это аналог ассимиляции, которая нанизывает этнические сообщества на единую окружность своей культуры;
  • стратегия сегрегации - это аналог сепарации (большинство настаивает на групповом разделении);
  • стратегия исключения - это способ навязывания маргинализации доминирующим сообществом;
  • стратегия мультикультурализма - это аналог интеграции (поддержка обществом культурного разнообразия и равноправия).

Исследователи ранее отмечали, что наиболее успешным следствием межкультурного взаимодействия является ассимиляция, однако со временем стало ясно, что это не так, поскольку человек может быть хорошо приспособленным социально и психологически к новой среде, однако удовлетворять все потребности внутри своей этнической группы.

Поэтому наиболее конструктивным следствием и проявлением действительно успешной адаптации является стратегия интеграции - вхождения в новую культуру без потери самого себя. Однако успех этого процесса зависит не только от личности самого визитера, но и от отношения его нового окружения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot