Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Страхи детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст

Определение 1

Страх – это внутреннее состояние, которое появляется при реальной или предполагаемой угрозе и имеет отрицательную эмоциональную окрашенность.

Для ребенка среднего школьного возраста основным видом деятельности является учение, но уже появляется и такой важный элемент как коммуникативность. Обучение становится многопредметным, и ребенок приступает к систематическому овладению основами многих наук. Предъявляемые требования становятся более высокими, что изменяет отношение к учению.

Находясь в среднем школьном возрасте, дети не утруждают себя выполнением лишних упражнений и делают уроки в пределах заданного, что часто является причиной снижения успеваемости. Обучение часто связывается с узкопрактическими личными целями.

В социальной жизни проявляется активность и самостоятельность в решении поставленных задач. Ребенок среднего школьного возраста в социальном статусе коллектива ищет свое новое место, причем его волнует не собственное мнение, а мнение коллектива, мнение сверстников. Он относит себя к определенному слою микросоциума, пытается реализовать потребности в общении и интеллектуальном развитии, демонстрирует недоверие к старшим. Любимыми для него становятся подвижные игры, содержащие элементы соревнования и спорта. Смекалка, ловкость, ориентировка, смелость выступают в играх на первый план.

Что касается пунктуальности, то этот элемент выпадает, потому что, увлекаясь, ребенок не умеет распределить время между учебными занятиями и игрой. В то же время, у него начинает формироваться собственное мировоззрение, идет поиск всевозможного решения задач, а в приоритетные виды деятельности вносятся коррективы.

Подросток стремится высказывать свое собственное суждение, стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Развивается самостоятельность мышления и критичность. Что касается эмоциональной сферы, то у ребенка возникают:

«Страхи детей среднего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • экспрессивность,
  • агрессивность,
  • заниженная или завышенная самооценка,
  • неумение себя сдерживать,
  • резкость в поведении.

Ребенок чувствует состояние внутреннего конфликта.

В этом возрасте идет активный поиск объекта для подражания. Идеалом является эмоционально окрашенный и внутренне принятый образ. Он будет являться регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

Начинающееся половое созревание оказывает влияние на психическое развитие ребенка – с одной стороны стремление утвердить свою взрослость, а с другой стороны ощущение полноценной взрослости ещё отсутствует. Данное обстоятельство приводит к возникновению депрессивных состояний.

Дружба приобретает уже иной характер, её основой становится общность интересов, причем предъявляемые требования довольно высокие, а продолжительность дружбы длительная.

Замечание 1

Таким образом, для ребенка среднего школьного возраста характерны самокритичность, негативизм, самоуверенность, замкнутость, авантюризм, социальная активность, материализм, собственничество. Прежние авторитеты и приоритеты у него утрачиваются, а эмоциональная сфера становится хрупкой и неустойчивой.

Причины детских страхов

Проблема детских страхов довольно серьезная, а их провокаторами могут стать самые разные причины. Значительная часть страхов идет из самого раннего детства ребенка и может остаться в сознании на длительное время. Один из них – запугивание ребенка, применяемое как метод воспитания. Воображение ребенка очень развито и в его сознании надолго может поселиться страшный персонаж.

Раннее пережитое ребенком волнительное событие относится к самым распространенным причинам появления страха. Ситуаций для этого огромное количество, например, ребенок в бассейне нахлебался воды и при этом сильно испугался. Напугались и родители, активно продемонстрировавшие свое переживание. В дальнейшем у ребенка может возникнуть боязнь воды.

Чрезмерная опека большинства родителей тоже является одной из причин появления страхов. Чтобы уберечь своего ребенка родители постоянно рассказывают ему, что необходимо бояться практически всего. Принимая эту информацию, ребенок может стать боязливым и замкнутым.

Разговоры взрослых в присутствии ребенка о страшных катастрофах и зверских преступлениях оставляют в психике ощущения, что страшные события могут подстерегать всюду и избежать их невозможно.

Большое влияние на психику ребенка оказывает увлечение виртуальными играми и недостаток живого общения.

Частые предостережения дедушек и бабушек о серьезной опасности – не бегай, не смотри, не ешь, вызывают чувство беспокойства, которое нарастает и долгое время не покидает ребенка, хотя он в полной мере и не понимает, что ему угрожает.

Есть родители, которые свои собственные страхи «передают ребенку по наследству».

Очень много детских страхов провоцирует обстоятельство, когда ребенок в семье не видит опоры в лице родителей или близких родственников и ребенку сложно доверять окружающему миру.

Неизбежно появление детских страхов, когда есть агрессия по отношению к ребенку. Если мама занимает лидирующую позицию в семье и позволяет агрессивное поведение, то ребенок не воспринимает её в качестве надежного объекта, готового прийти на помощь и защитить – здесь страдает базовое чувство безопасности.

Причиной нарастающего детского страха является нестабильная эмоциональная атмосфера в семье, частые ссоры, отсутствие поддержки и взаимопомощи. Ребенок находится в постоянном стрессе, а это ведет к устойчивому страху.

К возникновению страха могут привести психические заболевания и неврозы.

Страхам подвержены дети, у которых нет братьев и сестер, в этом случае может появиться страх одиночества.

Есть бредовые страхи, причина которых неочевидна, например, ребенок по непонятной причине боится купаться, принимать какой-то вид пищи, подходить к столу и др. Этот вид страхов может быть проявлением отклонений психики или началом развития аутизма.

Психологам часто приходится иметь дело со сверхценными страхами в виде заикания, страха выходить к доске и др. Справиться с этими страхами очень сложно, и они могут приобретать хроническую форму.

Навязчивые страхи возникают при определенных обстоятельствах, например, страх высоты, животных, закрытых и открытых пространств и др.

Страхи детей от 11 до 15 лет

Замечание 2

Потребность детей этого возраста – быть собой, сохранить свою индивидуальность, а с другой стороны, - принадлежать к группе, соответствовать её ценностям и нормам.

Потребность быть собой неотделима от беспокойства, тревоги и страха стать кем-то другим. Страх быть не собой чаще всего означает страх изменения. Впечатлительные и эмоциональные дети боятся не только психического, но и физического уродства, что может выражаться в нетерпимости к другим людям из-за их физических недостатков.

В этом возрасте также выражены страхи нападения и пожара, у мальчиков – страх заболеть, у девочек – страх замкнутого пространства. Эти страхи носят характер опасений и связаны со страхом смерти.

Подростковый возраст девочек страхами насыщен больше, чем у мальчиков, а это говорит о том, что девочки имеют большую склонность к страхам вообще. Однако по сравнению с дошкольным и младшим школьным возрастом, среднее число страхов в подростковом возрасте значительно уменьшается.

Условно страхи делятся на природные и социальные. Основой природных страхов является инстинкт самосохранения и помимо страхов смерти себя и родителей природные страхи включают страх чудовищ, призраков, стихии, высоты, огня, пожара, замкнутого пространства, неожиданных звуков, уколов и др.

Социальными являются страхи одиночества, наказания, страх не успеть, опоздать, не справиться со своими чувствами, страх быть не собой и др.

Проведенный специальный опрос показал, что в 10-12 лет преобладают природные страхи, в последующие годы преобладающими становятся страхи социальные.

Большую боязливость девочек и выраженную у них тревожность подтверждает большее число природных и социальных страхов. Девочки в этом возрасте меньше боятся смерти.

Уменьшение отзывчивости и общего числа страхов объясняется началом полового созревания, когда происходит усиление негативности, возбудимости, агрессивности.

Число страхов уменьшается с ростом уровня агрессивности, особенно у мальчиков. Подростковые страхи снижают их уверенность в себе, а без этого невозможна адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя.

Дата последнего обновления статьи: 15.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot