Самосознание личности — это система взглядов человека на самого себя и окружающий мир. С помощью самосознания человек оценивает происходящие события и свои поступки. В психологии, как правило, эта категория определяется в качестве «Я»-концепции.
Понятие и особенности самосознания
Самосознание представляет собой форму сознания человека. С ней оно в одно время становится субъектом и объектом. Оно является когнитивным образом своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости. С помощью самосознания человек формирует образ самого себя и отношение к себе. Это высшая степень развития сознания, представленная основой формирования умственной активности и самостоятельности.
Функции самосознания включают познание себя, развитие себя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление, самопознание). Такое качество, как гибкость самосознания поможет вести себя в соответствующей социальной группе. Прогностичность самосознания способствует планированию, проектированию. Оценивающая функция предполагает сравнительную характеристику самому себе и другому, оценку других с целью продолжения общения и взаимодействия.
Формирование самосознания происходит в процессе жизнедеятельности, а его характеристики включают:
- Динамичность (постоянные изменения, возрастная динамика);
- Активность (связь самосознания с сознанием);
- Целостность (формирование образа себя из соответствующих представлений о себе);
- Социальность (развитие самосознания в ходе взаимодействия с социумом).
Самосознание классифицируется на адекватное и неадекватное. Цикличность развития самосознания включает трехлетний возраст, подростковый период, стадию выбора профессионального пути, активную трудовую деятельность и др.
Периодизация становления самосознания
С практической точки зрения самосознание способно выступать в качестве непрерывно меняющейся совокупности чувственных и умственных образований, которые непосредственно предстают перед объектом в пределах его внутреннего мира. Все сведения об окружающем мире люди оценивают на основании представлений системы о себе, формируя поведение на основе системы собственных ценностей, идеалов и мотивов установок.
Люди по-разному оценивают одинаковые объекты в соответствии с тем, какова их самооценка личности. Генезис формирования самооценки происходит через несколько стадий, которые логичным образом взаимосвязаны. Они включают:
- Первый этап (самоощущение), то есть то, каким образом ребенок ощущает себя на руках у матери или отца;
- Второй этап (с 1 года до 3 лет), когда происходит развитие самооценки ребенка на основании его оценки окружающими людьми (самооценка адекватно не развивается, а происходит формирование оценки взрослым как «хорошо-плохо»);
- Третий этап (стадия критичности), на котором появляется способность к осознанию различий между «хорошо» и «плохо» (критическая оценка и сопоставление полученной информации со своим установками и идеалами);
- Четвертый этап (с 4 до 10 лет), который характеризуется частотой общения со сверстниками и его продуктивностью, от которых будет зависеть последующее развитие самооценки;
- Пятый этап (подростковый возраст) – на этом этапе максимально высокого значения достигает развитие критики и самокритики.
На третьем этапе на основе сопоставления у ребенка формируется собственное поведение, определение цели и программы действий. Это отражается на развития представлений детей о самих себе.
В подростковом возрасте для девочек более характерна самокритика, а мальчики более осторожны в утверждениях по поводу собственного поведения.
Этапы развития самосознания в онтогенезе
Ранний возраст характеризуется истоками самосознания. Ребенок начинает осознавать границы собственного тела. Так, до определенного момента он играет, например, со своей ногой, причиняя ей боль, и не понимает, что он сам становится источником неприятных ощущений. В этот период создается система координат, в отношении которой человек воспринимает верх, низ правую и левую сторону (один год).
Зарождение самосознания происходит от года до трех лет. Примерно в 2-х летнем возрасте дети начинают себя узнавать в зеркале. Узнавание себя становится простейшей формой самосознания. Следующая стадия в развитии самосознания начинается в то время, когда дети называют себя по имени в третьем лице.
К трехлетнему возрасту у ребенка появляется местоимение «Я» и формируется первичная самооценка. Он начинает осознавать не только свое «Я», но и то, что «Я-хороший», «Я очень хороший». Самооценка становится слегка завышенной. Это связано с потребностью в безопасности и обладает эмоциональным характером.
В дошкольном возрасте самосознание формируется окончательно. Это происходит с помощью интенсивного интеллектуального и личностного развития. Дети приобретают умение оценивать действия окружающих, а затем – собственные действия. В это время самооценка весьма высока. Это способствует освоению новых видов деятельности.
У младших школьников самооценка характеризуется большей адекватностью и дифференцированностью. Они начинают различать физические и духовные качества, дают оценку своим способностям, могут сравнивать себя с другими. К концу периода школьники характеризуют себя, все чаще описывают типичное для себя поведение, ссылаясь при этом на свои мысли и чувства.
В подростковый период появляются 2 особенные формы самосознания, которые включают чувство взрослости и «Я-концепцию». Первое из них включает отношение ребенка к самому себе как к взрослому, а второе предполагает появление системы внутренне согласованных представлений о себе.
В процессе социализации происходит расширение и углубление связей общения человека с людьми, группами, обществом в целом. В это время становится в человеке образ «Я» (самосознание, представление о себе). Он не возникает в один момент, а развивается постепенно, в течение всей жизни под влиянием большого числа социальных влияний.