Культура – это понятие, которое включает в себя обширное количество значений из разнообразных областей человеческой жизнедеятельности.
Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть воспитания и развития ребенка.
Значимость культурного развития ребенка
Особую роль в развитии ребенка играют окружающие его взрослые. Именно от них зависит успешность культурного воспитания и развития ребенка. Одним из главных методов культурного воспитания является собственный пример родителей или воспитателя. Это связано с тем, что ребенок не владеет навыками культурного поведения в обществе, он не способен дать культурную оценку своим поступкам и поведению. Основным ориентиром для него является поведение и поступки взрослого. Взаимодействуя с окружающими взрослыми, ребенок осваивает культурные формы общения и манеры поведения, принятые в социуме. Данное освоение происходит не одномоментно, а последовательно и постепенно.
Одним из условий культурного развития ребенка является наличие постоянного общения со взрослыми, благодаря чему он расширяет свой кругозор и знания.
Таким образом, на ранних стадиях онтогенеза, главную роль в культурном развитии ребенка является общение с окружающими его взрослыми. Поэтому очень важно уделять ребенку должное внимание, формировать у него необходимую основу для культурных знаний, умений и навыков.
В период дошкольного детства ребенок копирует поведение своих родителей и сверстников. Это необходимо для его полноценного развития и усвоения разнообразных образов и норм поведения. В случае, если в семье царит благоприятная и культурная атмосфера, в которой у ребенка будет правильно и последовательно осуществляться культурное развитие.
Помимо собственного примера, следует использовать и иные методы и средства, которые можно применять не только по отдельности, но и в совокупности. Так, одним из наиболее эффективных методов является труд.
Труд играет особую значимость в формировании личности ребенка и его культурном развитии. Благодаря труду у ребенка формируются важные нравственнее качества и уважительное отношение к людям.
Значимость труда в культурном воспитании ребенка обусловлена тем, что именно он развивает целенаправленность в выполнении поставленных целей и задач, а также способствует повышению уровня любознательности и росту волевых усилий.
Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а также не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей и педагогов возлагается задача, как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его культурным развитием.
Культура поведения детей в быту включает в себя:
- чистоплотность (чистые руки, лицо и т.д.);
- опрятная одежда;
- самообслуживание (аккуратно убранная за собой одежда, заправленная постель, уборка за собой игрушек, посуды после еды и т.д.).
Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью культурные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем.
Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:
- ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;
- аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;
- беречь книги, игрушки и вещи;
- убирать за собой игрушки после игр;
- быть вежливым со старшими и своими сверстниками;
- активно и умело пользоваться столовыми приборами.
Основные стадии культурного развития ребенка
Первая стадия. «Вращивание по типу шва» - на данной стадии у ребенка отмечается реакция выбора предъявляемых ему стимулов.
Например, при показе картинки или иллюстрации, для создания верной культурной реакции на сюжет, взрослый должен дать ребенку правильный стимул. Основной задачей взрослого (педагога, родителя и т.д.), является верный подбор стимулов. Стимул должен соответствовать той реакции, которую ожидают от ребенка.
Вторая стадия. «Вращивание внешнего приема внутрь» - культурная реакция ребенка не требует внешнего стимула, он способен сам дать оценку происходящему действию, предмету, явлению, поведению сверстников и т.д.
Формируется данный навык постепенно. Так с возрастом, взрослый предоставляет ребенку несколько стимулов, из которых он должен выбрать правильный и правильно отреагировать на увиденное. Постепенно у ребенка происходит выпадение «промежуточных» членов, и культурная реакция на происходящее переходит в стандартную сенсорную, а уже затем и в моторную. Постепенно и время реакции уменьшается, то есть ребенком способен за достаточно короткий промежуток времени дать точную культурную оценку рассматриваемому действию, явлению, сюжету и т.д.
Третья стадия. «Построение внутреннего процесса» - ребенок усваивает структуру внешнего приема и уже в дальнейшем он способен самостоятельно выстраивать адекватные внутренние культурные процессы.
Культурная оценка осуществляется ребенком самостоятельно, посредством тех внутренних норм и схем, которые были им усвоены на предыдущих стадиях. Данная стадия является одной из заключительных стадий культурного развития ребенка. К этому времени ребенком уже усвоены культурные нормы и правила, принятые в обществе. В соответствии с данными нормами, дается оценка действиям и поведению окружающих. В зависимости от степени усвоения культурных норм, осуществляется процесс адаптации в современном обществе.
Четвертая стадия. «Заключительная» - переход с третьей стадии в четвертую происходит постепенно, характеризуется тем, что ребенок способен правильно и самостоятельно дать культурную оценку или культурную реакцию поведению другого человека и себя, действиям, явлениям, предметам и т.д.
Данные стадии являются схематическими, так как культурное развитие каждого ребенка осуществляется индивидуально и проходит по своему пути, однако в целом оно проходит по рассмотренной выше схеме.