Особенности социализации детей из приемных семей
Сравнительный анализ позволяет выявить у приемных родителей высокую степень проявления общения в разных областях, включая сферу быта, познания, социальный мир, внутренний мир ребенка. Этот уровень полностью соответствует высокому уровню социализации детей в дошкольном возрасте, которые поступили в семью.
Исследователи диагностировали приемных родителей и показали результаты, которые продемонстрировали ограничение общения в области тем социальной направленности. Также они могли и отсутствовать по некоторым шкалам. Все это соответствует результатам, способным характеризовать низкий уровень наличия структурных компонентов социализации.
Приемные родители, которые ограничили содержание общения по темам социальной направленности, не смогли дать своему ребенку полные, конкретные знания, умения и навыки коммуникативной направленности. Проведенные диагностические исследование подтвердили факт решающей роли коммуникативной компетентности родителей для социализации детей в приемных семьях.
Коммуникативная компетентность и социализация
Современное законодательство предусмотрело передачу ребенка (социальный сирота) в приемную семью в качестве одной из базовых форм устройства детей, которые остаются без родительского попечения.
Феномен приемных семей (замещающих), включая воспитание детей в них, подвергался изучению в современных психолого-педагогических исследованиях. Анализ проводился на предмет усвоения нравственных норм и моральных ценностей приемными детьми, а также аспектов поведения и др.
В дошкольном возрасте феномен социализации представляет собой важнейший аспект эффективного развития человека. Любое нарушение, затруднение, психологические проблемы социализации способны отрицательно отразиться на развитии личности ребенка.
Многие ученые, занимающиеся исследованием коммуникативных аспектов и направлений развития детей из полных и приемных семей, негативным моментом развития приемных детей называют нарушения их социализации и ее элементов.
Как правило, ученые выделяют несколько нарушений (искажений) процесса социализации приемных детей:
- фрагментарные,
- неполные знания в области социальных норм и правил,
- недостаточное формирование умений и навыков социального общения и взаимодействий,
- отсутствие понимание смысла и направления многих сторон социально значимого поведения.
Среди частых причин коммуникации и социализации были также названы: отсутствие социальных образцов поведения и искаженные образцы такого поведения (например, образ жизни и поведения родителей в неблагополучных семьях), недостаточный или отсутствующий социальный опыт взаимодействия с социумом по причине ранней материнской депривации.
Наряду с перечисленным, в данном перечне важно определить еще одну немаловажную причину. Она заключается в отсутствии (недостатке) коммуникации с близким социальным окружением и в недостатке коммуникативной компетентности человека, являющегося носителем правильных социальных норм (образцов).
Связь между социализацией и коммуникацией была показана в исследованиях ученых, которые занимались вопросами развития речи и онтогенезом детской речи (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Н. И. Лепская и др.). В этом плане методологически значимыми могут выступать следующие теоретические концепции:
- Язык представляет собой важнейшее средство человеческого общения и взаимодействия в социуме;
- Речевая деятельность по причине непрерывного развития роли слов и динамичности, подвижности их смысла способны выступать в качестве чрезвычайно гибкой и пластичной системы, формирующей уникальную возможность через ограниченный перечень речевых средств (отражают безграничное многообразие окружающего мира);
- Социальная роль языка;
- Обозначение речи, заключающееся в правильном обозначении с помощью слов правил, норм, поступков, действий, отношений, которые обладают социальной направленностью.
Сравнительный анализ коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность представляет собой ключевую составляющую, которая обеспечивает все стороны жизни и деятельности человека. Для детей из полных семей и детей-сирот на попечении она необходима для успешной самореализации.
В сфере педагогической психологии был проведен анализ исследований, который показывает, что коммуникативную компетентность необходимо рассматривать в качестве способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Она будет разной у детей из полных семей и детей, принятых на попечение приемными родителями.
Для детей из полных семей характерен соответствующий уровень владения коммуникативными умениями, который обеспечивает им комфортное и незатрудненное взаимодействие с окружающими людьми. В приемных же семьях решающее значение для социализации имеет коммуникативная компетентность родителей. Она же представляет собой условие коррекции имеющихся недостатков.
Коммуникативная компетентность приемных родителей — это способность целенаправленного формирования развивающей общности с ребенком в эмоционально комфортном пространстве. С ее помощью обеспечивается становление ребенка как субъекта коммуникативной деятельности. В состав коммуникативной компетентности необходимо включить ценности, включающие цель воспитания, стиль взаимодействия с ребенком, коммуникативные умения и навыки.
Для диагностики коммуникативного уровня детей из полных семей и детей на попечении при исследовании выборок можно использовать несколько методик: беседу для определения степени сформированности знаний социальных норм и правил поведения (когнитивный компонент), процесс решения проблемных ситуаций (эмоциональная составляющая), наблюдение, сконцентрированное на выявления типа социального поведения (поведенческая составляющая).