Виды психологических знаний
Психологические знания - это знания о психике, психологических процессах и явлениях, а также о причинах их формирования и принципах функционирования, которые основаны на психологической фактологии и теоретической основе.
Источники для получения психологических знаний могут быть разными:
- на житейском уровне психологические знания воплощаются в форме конкретных представлений человека о других людях и психологических явлениях, которые он получил в ходе своего собственного опыта и собственной жизни. Эти знания человек проверяет только в контексте собственной жизни, воздействуя на других людей;
- на обыденном уровне психологические знания представлены в форме обобщенных знаний и коллективных представлений (стереотипов, пословиц, поговорок и т. д.). Эти знания проверяются на истинность целой группой и интегрируются в жизнь группы как ценность, регулирующая жизнедеятельность данной группы;
- на академическом уровне психологические знания выражены обобщенными представлениями, которые имеют уже определенные закономерности и принципы. Эти знания проверяются небольшой группой людей (учеными) с помощью специальных методов, определяющих достоверность знания, выявляющих его закономерности;
- на практическом уровне психологические знания представлены обобщенными представлениями о людях в контексте определенных социальных групп. Формирование этих знаний связано с появлением социального заказа относительно выявления влияния одного человека на группу людей.
Методология получения психологических знаний
Прежде чем говорить о самих способах получения знаний, нужно понимать, на чем строится основа этих способов в рамках каких мировоззренческих позиций ведется поиск этих знаний, т. е. необходимо иметь представление о методологии психологической науки.
Методология - это важная составляющая и основополагающая любой науки, являющаяся системой знаний о методах и принципах того, как должно строится научное исследование.
Рассмотрим основные понятия в рамках методологии:
- принцип - это исходные начала, на которых строится мировоззрение научного исследования. Основными принципами психологического исследования являются: принцип детерминизма, принцип развития и принцип целостности;
- метод - это некий способ разрешения какой-то теоретической или практической задачи. В психологической науке методы представляют собой инструментарий получения психологических знаний. Метод содержит в себе совокупность методик исследования проблемы;
- методика - это ограниченный набор конкретных приемов, который предназначен для использования в рамках строго поставленной задачи. Методики разрабатываются в рамках определенного метода.
Итак, получается, что метод познания (то, как реализуется поиск знания) является одним из главных инструментов в исследовании психологического знания
Методы получения психологического знания
Основные методы исследования в психологии можно разделить на 3 основные группы:
Методы сбора информации:
организационные методы - отражают то, как собственно будет организовано исследование:
- сравнительный метод исследования строится на сопоставлении различных групп людей, отличающихся, например, по возрастам, профессиональной специализации;
- лонгитюдный метод базируется на исследовании какого-психологического явления в течение нескольких лет для анализа динамики его развития, изменения;
- комплексный метод исследования включает в себя исследование психологического феномена с позиции разных представителей наук, что позволяет устанавливать взаимосвязи различного характера;
змпирические методы реализуются через наблюдение (внешнее, свободное и включенное), самонаблюдение (интроспекция), моделирование, психодиагностику, эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий), биографический метод (анализ жизненного пути и основных жизненных событий), метод опроса, метод тестов, анализ результатов деятельности (контент-анализ, анализ почерка, анализ рисунков).
Методы обработки информации: математические методы статистического анализа, качественный анализ.
- Методы психологического воздействия - это комплекс методов практического характера, реализуемый через непосредственные направления психологической работы (консультирование, сопровождение, психотерапия, тренинг и т. д.)