Творческое мышление – это мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.
Особенности и признаки творческого мышления
Творческое мышление подразумевает исключение стандартного подхода к решению практических и житейских задач, раздвигает границы, тем самым «разрывая» шаблоны и общепринятые рамки. В основе творческого мышления заложен эвристический подход, который направлен на решение проблемных ситуаций посредством их моделирования. При этом решение осуществляется на основании предварительно составленного алгоритма действий.
Основными признаками творческого мышления являются:
- Оригинальность – это способность создавать что-то уникальное и новое, то, что ранее не существовало. При этом оригинальность предполагает собственный поиск новых возможностей, а не копирование чужих мыслей и идей.
- Образная гибкость - это умение подстраивать собственное восприятие так, чтобы «увидеть» отличительные особенности объекта, которые не видны другим людям. Именно данные особенности делают предмет оригинальным и уникальным.
- Семантическая гибкость – это умение рассмотреть предмет, явление или действие с различных точек зрения, выявить тот потенциал, который ранее был не замечен.
- Спонтанная гибкость – это умение переключаться с одной мысли на другую и при этом не терять хода ни одной из них. Так же это умение генерировать получаемую информацию и выдвигать креативные идеи, мыслить нестандартно.
Психологические барьеры формирования творческого мышления
В настоящее время психологи выделяют следующие препятствия, которые могут помешать раскрытию творческого потенциала личности:
- Конформизм – это стремление быть похожим на окружающих, в результате чего индивид подражает другим, чтобы не выделяться и не отличаться. Такое поведение препятствует высказыванию собственных оригинальных и творческих идей, мнений и т.д.
- Ригидность – это неприятие всего нового и нестандартного, неумение увидеть в необычное в обыденном, привязка к стереотипам.
- Самокритика или цензура – характеризуется тем, что все необычные идеи и мысли индивид пропускает через собственный фильтр, в результате чего они остаются нереализованными и невысказанными.
- Быстрое решение – необдуманное и быстро принятое решение зачастую приводит к ошибкам. Важно чтобы для поиска правильного ответа необходимо проработать все возможные решения, рассмотреть все полученные варианты и не спеша выбрать действительно верное.
Для выявления творческого потенциала и развития творческого мышления необходимо не только устранить психологические барьеры, но и использовать специальные упражнения.
Упражнения для развития творческого мышления
Особое значение для формирования и развития творческого мышления имеют практические упражнения, которые необходимо выполнять регулярно. Для того, чтобы процесс формирования был интересен и привлекателен, зачастую в основе упражнений заложены игровые действия. Выполнять упражнения необходимо ежедневно, по несколько минут.
Основные практические упражнения, направленные на формирование творческого мышления:
- Ассоциации – в ходе упражнения необходимо случайным образом выбрать четыре слова и придумать для них критерии, в соответствии с которым одно будет лишним. Например, диван, кошка, зеркало и озеро. Критериями могут быть, например, наличие букв в словах (не во всех словах есть буква «к»), а также место их расположения (озеро не может находиться в квартире, в то время как диван, кошка и зеркало могут). Постепенно упражнение усложняют, добавляют слова в ассоциации.
- Максимум идей – это упражнение, которое используется в том случае, когда индивида посещает интересная идея. Зачастую индивид цепляется за первую идею и не развивает ее дальше, не рассматривает варианты ее совершенствования. Это может привести к тому, что творческое мышление будет постепенно сталкиваться с барьером, не позволяющим далее развивать свою идею, доводя ее до совершенства. Чтобы избежать подобной ситуации следует на пришедшую идею или мысль наработать несколько вариантов развития, посредством самокритики отобрать наиболее нестандартные и креативные, чтобы их внедрить в реальность.
- Ментальные карты. Формированию и развитию творческого мышления способствует не только работа с ментальными картами, но и их составление. Ментальные карты помогают наглядно представить достаточно большое количество информации, отобразить взаимосвязь между предметами, явлениями и действиями. Группирование ключевых понятий в ментальных картах позволяет использовать их в упражнении «Ассоциации».
- Упражнение «Задача из 6-ти слов» - это упражнение, которое предполагает не только решение задачи, но и ее предварительное составление. Особое значение имеет именно составление задачи. По условиям упражнения, формулировка условий задачи должна включать в себя не более 6-ти предложений, каждое из которых состоит из 6-ти слов. Решение задачи может быть растянуто во времени на год, месяц, неделю и т.д., в зависимости от условий и сложности задачи.
Основные правила, которые необходимо соблюдать при формировании творческого мышления:
- Не хвататься за первое решение или мысль, которые пришли в голову. Необходимо нарабатывать несколько вариантов, из которых затем уже выбирать. Это правило способствует тому, что индивид придумывает разнообразные нетривиальные решения, тем самым учится мыслить творчески и нестандартно.
- Если в голову не приходят мысли, либо решение зашло в тупик, необходимо переключится на другую деятельность, отложить решение на время. То есть, в случае затруднений нужно отвлечься.
- Не боятся показаться смешным, зачастую именно кажущиеся абсурдными идеи в последующем приводят к открытиям и являются единственно правильными.
- Не использовать в решении только привычные методы. Внедрять в свою деятельность необычные и нестандартные методы, средства и приемы.
- При решении не использовать привычный алгоритм или маршрут, необходимо опираться на свою интуицию, которая «подскажет» правильный ход решения.
- Хвалить себя за достижения. Признание жизненно необходимо творческому человеку.