Способности - это определенные свойства, которыми наделена личность, являющиеся условиями для успешной реализации конкретной деятельности.
Одаренность – это обладание потенциально высокими способностями.
Талант – это наличие выдающихся способностей, которые проявляются в конкретной области.
Общая характеристика способностей
Существует мнение, что большую роль в формировании способностей играют задатки, то есть свойства личности, которые заложены в ней от природы. Именно они приводят к дальнейшему достижению определенных результатов в той или иной сфере. Задатки могут быть музыкальными, спортивными и т.д.).
Подавляющее число способностей развивается в течение всей жизни. На уровень способностей влияют индивидуальные черты каждой конкретной личности, а также условия, в которой личность воспитывалась. Уровень может повышаться у каждого человека, который имеет огромное желание, стремление, является трудолюбивым и идет к своей цели.
Мотивация и желание развиваться в определенной области имеют одно из важнейших значений при формировании способностей.
Способности человека делятся на два основных типа:
- общие (состоят из памяти, умственных способностей, совершенной речи и прочих способностей, определяющих успех в различных областях деятельности);
- специальные (в данном случае речь идет о специфических сферах деятельности, в которых также проявляются навыки успеха – математика, музыка, техника, лингвистика, спорт, творчество и так далее).
Данные типы способностей могут одновременно взаимодействовать и существовать в одном человеке, развивать и дополнять друг друга.
Помимо основных психологическая наука выделяет также дополнительные типы способностей:
- Теоретические. В данном случает речь идет о склонности к творческому и абстрактному мышлению.
- Практические. Такой тип сводится к тому, что у человека имеется интерес к области практических действий.
- Учебные. Человек обладает способностью быстро и легко усваивать открытую, исследованную, созданную кем-либо ранее информацию. У него присутствуют качества, позволяющие обладать обширными знаниями, характеризующими мир.
- Творческие. При обладании такими способностями человек имеет возможность создавать что-то новое, как в духовной, так и в материальной сфере деятельности. В сравнении с учебными способностями, творческие позволяют не изучить существующее знание, а создать оригинальное, новое.
- Коммуникативные. Человек, обладающий такими способностями, как правило, выбирает для себя профессию, непосредственно связанную с общением с людьми. В качестве примера успешной реализации этой способности, можно привести деятельность индивида в дипломатической области, в сфере управления – в таких структурах, где приоритетным качеством является способность умело взаимодействовать с другими людьми и находить с ними компромиссы.
Одаренность как один из уровней способностей
Психологическая наука не предусматривает какого-либо точного мнения о структурном понимании одаренности. Кроме того, наиболее часто данный термин используется в педагогической теории и практике. Педагогика определяет данную категорию как совокупность принадлежащих личности качеств, способствующих успешному освоению навыков и овладению знаниями в ходе учебного процесса.
Говоря о психологии, имеются некоторые точки зрения в отношении одаренности. При этом в подавляющем количестве случаев ее сопоставляют со способностями к познанию, такими как память, внимание, воображение, мышление, творчество. С психологической точки зрения к одаренность состоит из следующих качеств индивида:
- высокой степени концентрирования своего внимания;
- хорошей наблюдательности;
- способностей к частому и быстрому запоминанию информации разного рода;
- гибкого мышления, которое позволяет использовать категории и понятия из различных сфер знаний;
- большого объема для хранения (запоминания) информации, а также свободного доступа для ее использования;
- развитого в высокой степени воображения и мышления;
- высокого уровня логического мышления;
- способности к оригинальности, творчеству, нестандартным решениям.
Одаренность является одним из уровней способностей. Она может помочь человеку овладеть разными сферами деятельности. Важно понимать, что такая возможность носит лишь потенциальный характер, так как требуется применение и специальных способностей для того, чтобы достичь успеха.
Талант: сущность и особенности
В практической жизни каждого человека не раз могло встретиться выражение: «Талант от Бога». Это связано с тем, что современная теория считает талант категорией, появляющейся у человека от природы. Талант расценивается многими как определенный дар. При этом существуют и противоположные мнения, которые основываются на суждениях о том, что людям, не обладающим большим желанием развивать свои способности, необходимо найти объяснение своей «бесталанности», поэтому они прибегают к использованию распространенного стереотипа «не дано, значит не дано».
При этом стоит заметить, что талантом, действительно, наделен не каждый. Он характеризуется высоким уровнем специальных способностей, присущих человеку. Базой таланта служат задатки, а именно, те качества, которыми наделила индивида природа. Человек должен быть с рождения расположен к определенному виду деятельности. Наиболее частое проявление такой предрасположенности встречается в физиологических и психологических особенностях человека:
- активного центра коры головного мозга, отвечающего за способности к математическим наукам;
- музыкального слуха;
- скорости реакций психики и т.д.
Все эти особенности служат отправной точкой на пути к развитию своего таланта. Так, невозможно иметь талант от рождения и сразу же обладать способностями к его правильному применению с целью достижения успеха. Сначала им нужно овладеть, а затем достигнуть мастерских результатов.