Спортивная психология - это дисциплина, изучающая психологические состояния спортсменов при осуществлении им своей спортивной деятельности, закономерности формирование личности спортсменов, а также разрабатывает методы борьбы с негативными состояниями психики спортсменов.
Общие черты спортивной психологии
В психологической науке присутствует общее официальное определение спортивной психологии. Оно применяется в ситуациях, когда рассмотрению подлежит конкретная отрасль психологии. Если же речь идет об определенном вопросе, относящемся к области спорта, выделяется некий раздел из этого обобщенного определения, который также называется «спортивной психологией». У этих двух отличающихся друг от друга дисциплин, имеющих при этом одинаковое название, есть и общие проблемы, к примеру, особенности индивидуальных различий спортсменов.
В первую очередь, спортивная психология направлена на рассмотрение и изучение отличительных черт личности людей, которые профессионально занимаются спортом.
Спорт на сегодняшний день является отражением модели нашего общества.
В число интересов спортивной психологии можно включить следующие составляющие:
- мотивацию при занятии спортом;
- психологическую моторику;
- психологическую диагностику способностей и склонностей спортсменов;
- процесс воспитания и обучения спортсменов;
- психологическую обстановку среди спортсменов;
- психологические особенности при подготовке спортсменов;
- контроль за внутренним самочувствием спортсменов;
- специфичные характеристики личности спортсменов;
- описание разных видов спортивной деятельности;
- стили поведения людей, находящихся в спорте.
Психологическая специфика спорта состоит в том, что добиться высоких результатов в данной области невозможно, не испытав при этом определенный спектр эмоций и чувств. Так, спортсмены часто сталкиваются с мощной психической напряженностью, стрессом. Без этих составляющих они не могут пройти путь от нетренированных ранее людей до профессиональных спортсменов.
Часто описанные условия могут приводить к возникновению дистресса, когда человек не способен, в силу нахождения в состоянии сильного страдания, выдержать все стрессовые факторы. Обычно это состояние развивается в процессе тяжелых нагрузок при подготовке к соревнованиям.
Граничащим с дистрессом состоянием является тревога, которая также может часто сопровождать спортсменов. Данное состояние развивается в определенной последовательности. Сначала возникает стрессовое состояние, затем происходит восприятие человеком угрожающего ему фактора, а после этого наступает сама тревога.
Также спортсмен занимается переоценкой условий стресса, что выводит его из возникшего ранее тревожного состояния. Он находит механизмы, которые могут перекрыть тревогу, облегчить возникший стресс и вывести из той ситуации, которая послужила отправной точкой тревожного процесса в организме.
Психология в жизни спортсменов
Для того чтобы успешно осуществлять свою спортивную деятельность спортсменам необходимо следить не только за своим физическим здоровьем, но и за благоприятным состоянием психики. Несмотря на то, что спортсмены, как и все остальные, являются обычными людьми, их жизнь в высшей степени активна, насыщена стрессами, ответственностью, обязательствами, событиями.
Существуют этапы жизни спортсменов, характеризующиеся определенными физиологическими и психологическими процессами:
- этап тренировок и обучения (этот этап затягивается на долгое время);
- этап перед соревнованиями (подготовительный);
- этап соревнований (определенные соревнования);
- этап состязаний (непосредственно поединки);
- этап после соревнований (начало выхода из сложного физического и психологического состояния);
- этап восстановления и реабилитации (процесс релаксации и отдыха, лечения).
К особенностям жизненного распорядка спортсменов относятся:
- строгий режим дня;
- высокие физические нагрузки, повторяющиеся постоянно;
- возникающие от нагрузок и соревнований стрессы;
- получение травм и дальнейшая реабилитация;
- постоянно сопровождающее чувство ответственности;
- совмещение тренировок с работой или учебой;
- проблемы с семьей и личной жизнь.
Роль тренера и спортивного психолога
На каждом описанном ранее этапе спортивной жизни у спортсменов появляются конкретные состояния психики. Возникавшие в период соревнований и на других этапах адекватные реакции, например, волнение, переживание, напряжение, не оказывают негативного влияния. Однако определенные состояния, такие как стресс, апатия, истощение, агрессия, эмоциональность, фобия являются крайне нежелательными. Очевидно, что они могут оказать отрицательное воздействие на общее состояние, а также на результаты спортивной деятельности.
Поэтому рядом со спортсменом должны находиться люди, способные оказать ему помощь и поддержку.
Тренер. Для тренера важно обладать способностью к установлению необходимых спортсмену временных задач. Являясь профессионалом своего дела, он может понять, что нужно спортсмену в конкретный временной период – учиться, проводить тренировки, заниматься подготовкой к соревнованиям или реабилитироваться. Для ведения спортсмена тренер применяет методы педагогики, создавая при этом для выполнения задач нужное спортсмену состояние. В таком случае спортсмен формирует у себя в сознании некий план, содержащий в себе действия и психологическое состояние при каждом из них.
Спортивный психолог. Он выступает в качестве помощника тренера в процессе работы со спортсменами, участвует в обсуждении сложных вопросов и в ходе принятия решений, помогает разрабатывать планы и проекты, касающиеся спорта. Важную роль он играет, когда встает вопрос об эмоциональном состоянии спортсменов. Спортсмены всегда могут обратиться к психологу не только по вопросам спорта, но и своей личной жизни, так как последние могут оказать существенное влияние на спортивную деятельность, участие в соревнованиях, а также на спортивные результаты конкретного спортсмена и всего коллектива.