Коррекционно-развивающая среда — это специально организованное пространство, которое обеспечивает не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, а также развитие его личности.
Особенности организации коррекционно-развивающей среды для детей раннего возраста
Выстраивая развивающую предметно-пространственную среду, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей раннего возраста. Здесь важно ориентироваться на охрану и укрепление здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Развивающая и коррекционная предметно-пространственная среда необходима для максимальной реализации образовательного потенциала пространства групп в зависимости от особенностей возрастной стадии. Среда предполагает возможность коммуникации и совместной деятельности детей и взрослых. Она позволяет проявлять двигательную активность и иметь возможности для уединения.
Коррекционная пространственная среда состоит из компонентов, необходимых для следующих типов развития:
- Физическое,
- Эстетическое,
- Познавательное,
- Речевое,
- Социально-коммуникативное.
Данные компоненты способны сделать детскую деятельность более разнообразной и интересной. Ребенок раннего возраста развивается как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная коррекционно-развивающая среда обеспечит социально-культурное развитие, удовлетворит творческие способности и поможет развить прочие способности.
Для разнообразия коррекционно-пространственной среды, производится замена игровых пособий в соответствии с целями и задачами, темой, личностными и возрастными потребностями. Для увеличения заинтересованности одни игры могут убираться, а другие обновляться.
В ДОУ коррекционно-развивающая среда выстраивается по требованиям ФГОС ДО. В ФГОС главным считается не результат, а условие, поскольку это стандарт условий. Условия представляют собой социальную ситуацию развития дошкольника, сложившуюся систему взаимодействия с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если соответствующие условия создаются в учреждении, то стандарт считается реализованным.
Свойства развивающей коррекционно-пространственной среды
Для развивающей коррекционно-пространственной среды группы детей раннего возраста должны быть характерны следующие условия: содержательность, насыщенность, трансформация, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Насыщенность коррекционно-развивающей среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащается средствами обучения и воспитания, включая технические, игровые, спортивные, оздоровительные. Организация пространства для детей второй группы раннего возраста должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для того, чтобы дети могли двигаться, осуществлять предметную и игровую деятельность с разными материалами.
Трансформируемость пространства характеризует возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации и изменяющихся интересов и возможностей воспитанников. Для полифункциональности материалов характерна возможность разнообразного использования разных элементом предметной среды (например, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и др.).
Вариативность среды предполагает присутствие в пространстве различных мест для игры, конструирования, уединения. Также должны присутствовать разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, которые обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал необходимо периодически менять, вводить новые предметы, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность.
Для доступности среды характерен свободный доступ для всех воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все базовые типы активности. Материалы и оборудование должны быть безопасны и надежны.
Специфика оформления коррекционно-развивающей среды
В соответствии со стандартом образовательная программа детского учреждения включает несколько образовательных областей. Они состоят из:
- Социально-коммуникативного развития;
- Познавательного развития;
- Речевого развития;
- Художественно-эстетического развития;
- Физического развития.
В группе можно организовать развивающую среду таким образом, чтобы в ней происходило просматривание и решение задач каждой образовательной области. Они учитывают возрастные и индивидуальные особенности. С помощью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» появляется возможность сформировать потребность в речевом развитии. Дети благодаря этому познают азы общения с взрослыми и сверстниками, налаживая с ними взаимоотношения.
Одной из основных задач этой сферы является развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка раннего возраста, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Она способствует разностороннему и полноценному развитию эмоциональной и чувственной сферы детей раннего возраста в качестве условия их успешного и эффективного развития.
Коррекционно-развивающая среда предполагает наличие центра игры. Он состоит из игр, которые направлены на овладение предметами (орудиями), помогающими развитию ролевых игр. Примером может быть «Дом», игры с инструментами, «Овощи и фрукты», «Магазин». В зависимости от гендерных отличий игры представлены куклами, колясками, посудой для девочек; машинками, гаражами, инструментами – для мальчиков.
Такая область, как «Познавательное развитие» предназначена для удовлетворения потребности воспитанников в освоении окружающего мира. Она стимулирует познавательную активность, способствуя речевому развитию и богатству пассивного и активного словарного запаса.