Личность — это социальный субъект и комплекс его личностных и социальных ролей, его привычек и предпочтений, имеющихся у него знаний и жизненного опыта.
Личностные особенности детей из многодетных семей
Ученые, учитывая специфику средовых факторов в многодетных семьях, обнаружили, что многие характеристики личности и поведения детей зависят напрямую или косвенно от размера семьи. Считается, что есть различия по соответствующим свойствам личности между единственными детьми и детьми малого и большого семейства.
Размер семьи, как и очередность рождения детей, предопределяет своеобразные и типичные черты личности ребенка. Исследования показали, что дети из разных по размеру семей и с разной сиблинговой позицией отличаются по личностным качествам друг от друга. Вопрос личности ребенка из многодетной семьи обсуждается в основном в западных исследованиях, поэтому менее изучен в отечественной психологии.
Дети из семей с большим количеством членов менее пластичны. Они хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляя конформизм, чем независимость. Для такого ребенка характерны тревожность и обидчивость. Он испытывает большую потребность в одобрении. У него в среднем беднее самосознание, а самоконтроль начинает преобладать над самовыражением. Тем не менее, дети из многодетной семьи имеют более высокие оценки организованности и лидерства, являясь при этом более враждебными и подозрительными к другим людям.
Индивиды, которые имеют братьев и сестер, отличаются большей настойчивостью, меньшей эгоцентричностью, они лучше кооперируются с другими детьми и больше уважают мать и отца. В средних семьях дети характеризуются большей эмоциональностью и экстравертированностью.
Отличия личности ребенка из многодетной и однодетной семьи
У детей из больших и малых семей ученые диагностировали разные формы личностных отклонений.
Дети из больших семей имеют большую склонность к самоубийству, чаще обладая высокой делинквентностью. Став взрослыми, дети из больших семей более часто совершают тяжкие преступления. Они в большей степени подвержены пристрастию к алкоголю и курению. У девочек с четырьмя и более сибсами отмечен высокий риск ранней половой жизни и беременности.
В малых семьях дети отличаются повышенной тревожностью, которая впоследствии перерастает в невроз. Единственный ребенок подвержен большему риску психического расстройства, чем первенец. Он становится более эгоцентричным и зависимым.
В малых семьях каждый ребенок индивидуализируется, поскольку в большей степени привязан к родителям. Психологами и социологами также отмечены у детей из однодетных семей следующие качества:
- Безответственность;
- Безволие;
- Отсутствие трудолюбия;
- Неумение поддерживать нормальные отношения с окружающими.
Исследователи отметили, что развитие таких личностных особенностей, как экстраверсия и нейротизм, не зависят от размера семьи, где воспитываются дети. Уровень экстравертированности как у единственных детей, так и у детей из многодетной семьи одинаков. Он полностью соответствует данным о возрастных нормах проявления этого качества, известным в литературе.
Несколько меньшим считается уровень нейротизма у детей из многодетных семей. Это становится следствием их большей неприхотливости. Помимо этого, уровень можно объяснить особыми условиями развития.
Для исследования детей из многодетных и обычных семей можно использовать следующие методики:
- Опросник Р. Кэттелла;
- Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч. Спилбергер–Ю. Ханин);
- Методика рисуночного теста фрустрации (С. Розенцвейг);
- Диагностики самооценки (Дембо–Рубинштейн);
- Методика Т. Лири;
- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанный Д. А. Леонтьевым.
Данные методики помогут произвести статистическую обработку полученных данных для установления основных характеристик личности детей различного возраста из однодетных и многодетных семей.
Дети из многодетных семей в эмоционально-стрессовых ситуациях взаимодействий, как правило, находятся в фрустрирующих состояниях. У детей, особенно младших школьников, выражено благоразумие, рассудительность, осторожность, серьезность (факторы, определяемые по методике Кэттелла). Единственный ребенок в семье более энергичен, активен, весел. Он больше, чем ребенок из большой семьи, склонен к риску, часто переоценивая собственные возможности.
Для младших школьников из многодетных семей присущи такие качества, как неторопливость, эмоциональная уравновешенность. К моменту поступления в старшие классы ситуация меняется в сторону роста показателя. Так, дети могут стать более реактивными и легко возбудимыми. Они проявляют ранимость, эмоциональную неустойчивость, меньшую уверенность в себе. Напротив, у единственных в семье детей обозначается противоположная тенденция.
Для стадии ранней юности характерно значимое различие по таким показателям, как конформность/доминантность и жесткость/мягкосердечность. Старшеклассники из многодетных семей показывают большую зависимость, подчинение, доброжелательность, тактичность. Наряду с этим, они более практичны, реалистичны и подчиняются чувству рассудка. Единственные дети обладают большей настойчивостью, самоуверенностью, своенравием, конфликтностью. Они показывают высокую сентиментальность, эмоциональность и действуют чаще всего по интуиции.
Специфика личности ребенка из многодетной семьи характеризуется преобладанием «ответственно-великодушного» типа межличностных отношений. Считается, что учащиеся старших классов более ответственны за свои действия и показывают способность к бескорыстной помощи окружающим.