Инклюзия – это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в активную общественную жизнь.
Принципы деятельности психолога в образовательном учреждении инклюзивной направленности
Суть деятельности психолога в образовательном учреждении инклюзивной направленности заключается в:
- коррекции самооценки ребенка;
- снятии нервно-психического напряжения;
- развитии важнейших психических функций, таких как воображение, память, мышление и внимание;
- формировании навыков самостоятельности;
- преодолении пассивности;
- формировании активной и ответственной жизненной позиции;
- преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Методы работы психолога с детьми в образовательных учреждениях инклюзивной направленности:
- беседа
- индивидуальная психологическая консультация
- психологическая помощь
- ролевые игры
- тренинги и тренинговые упражнения
Деятельность психолога в образовательном учреждении инклюзивной направленности основана на следующих принципах:
- Принцип непрерывности. Психологическая помощь и сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии осуществляется на всех ступенях образования.
- Принцип системности. Психолог, осуществляющий работу с ребенком с ОВЗ, охватывает достаточно широкий круг вопросов, касающихся его воспитания, обучения и социализации.
- Принцип обеспечения положительного эмоционального самочувствия все участников воспитательно-образовательного процесса. На всех этапах работы с ребенком с ОВЗ необходимо обеспечивать его положительное эмоциональное самочувствие, посредством создания психологически комфортной среды.
- Принцип индивидуального подхода. Каждый ребенок с ОВЗ и члены его семьи требуют индивидуального подхода со стороны специалиста.
Направления деятельности психолога в образовательном учреждении инклюзивной направленности
Ведущими направлениями в деятельности психолога в образовательном учреждении инклюзивной направленности являются:
- Психодиагностика – направлена на своевременное выявление детей с ОВЗ, установление их индивидуальных потребностей в образовании.
- Психологическая реабилитация – направлена на разработку оптимального педагогического маршрута, оказание всесторонней помощи в обучении и воспитании.
- Психологическое консультирование – консультирование педагогов и родителей по развитию ребенка, его потребностей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
- Развивающая психокоррекционная работа – направлена на планирование коррекционных мероприятий, разработку индивидуальных коррекционных программ, оценка динамики развития ребенка и эффективности организованной психокоррекционной работы.
Основными показателями эффективности деятельности психолога образовательного учреждения инклюзивной направленности, являются:
- Включенность всех детей в образовательный процесс, положительная динамика развития и адаптации детей.
- Ребенок с ОВЗ с удовольствием посещает образовательное учреждение, он принят детским коллективом и получает всю необходимую помощь и поддержку.
- Родители и педагоги адекватно понимают возможности ребенка с ОВЗ и перспективу его дальнейшего развития в процессе включения в образовательную среду учреждения.
- Психолог принимает непосредственное участие в сопровождении ребенка с ОВЗ, разрабатывает и внедряет наиболее эффективные подходы включения ребенка в образовательный процесс, используя для этого как классические, так и инновационные методы, средства и технологии.
- Психолог активно взаимодействует не только с педагогами и иными специалистами образовательного учреждения инклюзивной направленности, но и с родителями ребенка с ОВЗ.
Основные проблемы в деятельности психолога образовательного учреждения инклюзивной направленности
Осуществляя работу с детьми с ОВЗ в рамках инклюзии, психолог зачастую сталкивается с рядом проблем. Одной из основных проблем является не только своевременное выявление детей с ОВЗ, но и установление семейных психологических механизмов, которые оказали непосредственное влияние на возникновение нарушения в развитии ребенка. Значимость выявления семейных механизмов отрицательного воздействия на развитие ребенка обусловлено тем, что именно родители несут ответственность за своего ребенка. Кроме того, родители как никто лучше знают его личностные особенности.
В этой связи одной из задач деятельности психолога образовательного учреждения инклюзивной направленности является выявление и развитие индивидуальных ресурсов семьи ребенка с ОВЗ.
Еще одной не менее значимой проблемой является осуществление адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе здоровых сверстников. В данном случае работа проводится не только с ребенком с ОВЗ, но и с детьми, которые должны будут принять такого ребенка в свой коллектив. Психологом, еще до поступления ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение, проводится предварительная работа с детьми. Организуются разнообразные мероприятия, направленные на формирование у детей толерантного отношения к людям с ОВЗ. Наиболее распространенными формами работы являются беседы, классные часы, консультации, оформление стендов и т.д.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Обусловлено это тем, что инклюзия - больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.