Сознание — это высшая интегрированная форма психики, формирующаяся под влиянием общественно-исторических условий в процессе трудовой деятельности человека благодаря его общению с помощью языка с другими людьми.
Эволюция понятия сознания
Самые первые представления о сознании возникают в древности. В то же время возникают и представления о душе. Люди тогда ставили вопросы: «Что представляет собой душа? Каким образом она соотносится с предметным миром?» С того времени не прекращаются споры о сути сознания и возможности его познания. Некоторые умы древности исходили из познаваемости, другие считали, что попытки понимать сознание тщетны.
Изначальные философские взгляды не предполагали строгого различия между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Еще Гераклит связал основу сознательной деятельности с категорией «логос» (слово, мысль, сущность самих вещей). Благодаря степени приобщенности к логосу (объективный миропорядок) определяется качественный уровень развития сознания человека. Наряду с этим, в исследованиях других древнегреческих ученых психические и мыслительные процессы отождествлялись с материальными (например, движением воздуха, материальных частиц).
Первоначально сознание рассматривалось в качестве особой реальности, которая отличается от материальных явлений. Эту традицию начал Парменид, а продолжили софисты, Сократ и Платон. Они рассматривали несколько граней и сторон мыслительной деятельности, утверждая противоположность духовного и материального. Например, Платоном была создана грандиозная система «мира идей» в качестве единой основы всего сущего. Этот ученый развил концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, который являлся перводвигателем космоса и источником гармонии. В рамках античной философии в то время происходило активное развитие идей сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму.
В средневековой философии сознание человека рассматривали как «отблеск» всемогущего божественного разума. Это стало убедительным доказательством сотворенности человека.
Максимальное влияние на разработку проблем сознания в Новое время смог оказать Декарт. Этот мудрец главное внимание уделял высшей форме сознательной деятельности, представленной самосознанием. Сознание философом рассматривалось в качестве созерцания субъектом своего внутреннего мира как непосредственной субстанции, которая противостоит внешнему пространственному миру.
В XIX веке возникли теории, которые ограничили сознательную деятельность. Они настаивают на врожденном бессилии разума и проповедуют иррационалистическую концепцию к оценке духовной деятельности человека (Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, бихевиоризм и др.).
К. Марксом и Ф. Энгельсом были предложены материалистические традиции в философии. Они формулируют идею вторичности сознания, включая обусловленность внешними факторами (в первую очередь, экономическими).
Структура сознания как интегративной формы психики
Понятие «сознание» не считается однозначным. В широком понимании оно представляет собой психическое отражение действительности (вне зависимости от того, на каком уровне оно осуществляется: биологическом или социальном, чувственном или рациональном). Если имеют в виду сознание в этом понимании, то тем самым подчеркивается его отношение к материи. В этом случае не выявляется специфика его структурной организации.
В более узком (специальном) понимании сознание представляет собой не просто психическое состояние. Оно заключается в высшей, собственно человеческой форме отражения действительности. Сознание в этой ситуации структурно организовано и составляет целостную систему. Она включает различные элементы, которые находятся между собой в закономерных отношениях.
В структуре сознания больше всего выделяются такие моменты, как осознание вещей и переживание в виде определенного отношения к содержанию того, что отражается. Способ, благодаря которому существует сознание, и каким нечто существует для него, заключается в знании. Развитие сознания, в первую очередь, предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о человеке.
Познание и осознание вещей обладает различными уровнями, глубиной проникновения в объект и степенью ясности понимания. Отсюда и наблюдается обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, включая чувственный и рациональный уровень сознания.
Ядро сознания составляют следующие элементы:
- Ощущения,
- Восприятие,
- Представления,
- Мышление,
- Понятия.
Тем не менее, данные элементы не исчерпывают всей структурной полноты, поскольку сознание включает в себя и акт внимания в качестве необходимого компонента. Именно с помощью сосредоточенности внимания соответствующий круг объектов начинает находиться в фокусе сознания.
Особенности индивидуального и общественного сознания
Индивидуальное сознание представляет собой сознание отдельного индивида. Общественное сознание — это совокупность индивидуальных сознаний. Вместе с особенностями сознаний отдельных лиц оно несет в себе общее содержание, которое присуще для всей массы индивидуальных сознании.
В совокупном сознании индивидов, которое выработано в процессе совместной деятельности и общения, общественное сознание способно быть определяющим лишь в отношении к сознанию этого индивида. Это не исключило возможность выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
Сознание как интегративная форма психики предполагает признание интериоризации основным механизмом развития индивидуального сознания. Это приводит к росту значения детерминации внутреннего внешним. Из-за этого недооценивается внутренняя обусловленность этой детерминации и игнорируется способность творить самого себя и собственное бытие.
Индивидуальное сознание представляет собой сознание человека (первичное сознание). Его определяют в философии в качестве субъективного сознания, поскольку оно ограничивается временем и пространством.