Проблема сознания в психологии
Сознание является высшим уровнем психического отражения существующей окружающей объективной реальности и саморегуляции, которые присущи только человеку, который является социальным существом.
Для сознания характерны следующие свойства:
- во-первых, сознание является активным процессом;
- во-вторых, оно всегда направленно на определенные объекты, предметы или явления;
- в-третьих, для сознания характерны проявления самонаблюдения, рефлексии и мотивационно – ценностный характер.
Перечисленные выше свойства сознания определяют возможности формирования в процессе развития человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и о существующей вокруг него реальной действительности.
Полученную информацию об окружающем мире человек подвергает оценке, на основе имеющейся у него системе представлений о себе и окружающем мире. В соответствии с этим формируется его поведение исходя их сформированной системы ценностей, установок и эталонов. В психологии «Я – концепция» также называется самосознанием человека.
Сознание человека обладает также свойствами категориальности и критичности.
Категориальность - это процесс отражения мира через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение явлений окружающего мира на базе имеющейся у человека концептуальной схемы.
Критичность является способностью человек к осознанию различий между позициями «хорошо» и «плохо». Именно данная способность помогает человеку критически оценивать происходящее вокруг и сопоставлять полученную извне информацию с имеющимися установками и идеалами.
Также благодаря критичности человек способен определять свое поведение, определять его цели и программу действий. Таким образом критичность является основным механизмом контролирования человеческого поведения.
Факторы, влияющие на процесс формирования сознания человека
Процесс появления сознания у человека выстроен с определенной последовательностью:
- Формирование трудовых навыков человека привело к изменению основных принципов построения групповых взаимоотношений;
- Данные изменения привели к переходу от естественного отбора к формированию новых принципов морали и норм поведения;
- Необходимость взаимодействия между людьми, с целью получения результата, способствовала активному развитию речи;
- Формирование человеческого сообщества стало основой для появления критичности мышления человека и как следствие усложнения понятий «хорошо» и «плохо».
Все вышеописанные явления и закономерности и стали источниками проявления и развития сознания человека.
Способность человека к сознательной деятельности и осознанному поведению определяется переднелобными и теменными долями коры головного мозга человека.
Трудности в процессе изучения сознания
Изучение процесса сознания в психологии сталкивается со следующими трудностями:
Все психологические процессы, которыми обладает человек осознаваемы, подробно изучены в науке и имеют свои характеристики, с помощью которых их можно с легкостью определить и осознать особенности их проявления. В отличие от них сознание в процессе самонаблюдения лишено собственной психологической специфики. Единственный его отличительный признак заключается в том, что именно с помощью его проявления человек способен воспринимать различные явления, которые составляют содержание конкретных психологических функций. Именно связи с этим сознание рассматривается как:
- общие «бескачественные» условия существования психики, экспериментально не изучаемые;
- процесс, отождествляемый с какой-либо психической функцией.
Таким образом, в связи с вышеперечисленными трудностями, сознание для научной психологии может рассматриваться как фикция.
Еще одной трудностью в изучении процесса сознания человека является отсутствие отдельных характеристик сознания, по которым его можно было бы изучать известными науке методами.
Долгое время в науке понятие сознания не имело собственного определения. Различные исследователи определяли его следующим образом.
Зигмунд Фрейд определял сознание как одну из трех систем психики, которая включает в себя лишь то, что человек осознает в данный момент времени. Основной ролью сознания Фрейд определил как роль органа чувств для восприятия психических качеств и для восприятия имеющихся внешних раздражителей.
В процессе исследований сознания Леонтьев определил процесс сознания как процесс индивидуального развития через овладение языком и приобщение с совместному знанию и в итоге формированию его индивидуального сознания. Таким образом основными источниками развития сознания являются смыслы и языковые значения.
По мнению Л.С. Выготского исследования сознания должны иметь своей целью не определение его общих характеристик, а конкретные психологические исследования его содержательно – психологических особенностей.
Культурно-историческое направление изучения сознания идет по двум направлениям:
- Историческое - по методам используемых в процессе изучения,
- Культурное в связи с тем, что в качестве ключевых моментов, которые способствуют формированию психики человека выступают обстоятельства развития человеческой культуры, в которой обобщены все достижения исторического процесса человеческой истории. В культурном направлении сознание рассматривается как продукт развития.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием (наука, мораль, право, искусство, религия).
Таким образом можно сделать вывод о том, что сознание это:
- высший уровень психического отражения и саморегуляции;
- данный процесс присущ только человеку, который является общественно – историческим существом;
- сознание формируется в процессе непосредственного общения и опосредуется речью;
- основное направление сознания – это преобразование окружающей действительности.